По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

25 сентября 2014

Любимые книги Руси. Пролог: о монахе Евлогии и расслабленном

ИЗ ПРОЛОГА. 12/25 сентября.

О МОНАХЕ ЕВЛОГИИ И РАССЛАБЛЕННОМ

Один схоластик* по имени Евлогий, движимый любовью к Богу, но боясь пересудов, раздал все свое имущество бедным. Себе он оставил лишь кое-что из вещей похуже и немного денег.

Делать он ничего не умел и стал монахом. Пребывая в праздности, он не мог жить с братией, но и один оставаться не желал. Увидев на улице расслабленного**, который не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, а разве что языком, Евлогий принял на себя перед Богом обет, сказав:

– Господи, во имя Твое, возьму я этого расслабленного, буду ходить за ним до самой смерти и сам таким образом достигну спасения. Дай мне, Господи, терпения служить ему!

Он подошел к расслабленному и сказал ему:

– Хочешь, я возьму тебя к себе и буду ухаживать за тобой?

– Да, господин, – ответил тот.

– Тогда я схожу за ослом, – сказал Евлогий, – и заберу тебя отсюда.

Расслабленный согласился на это с большой радостью. Евлогий привел осла, забрал больного, привез к себе домой и стал ухаживать за ним, исполняя все его желания.

Расслабленный прожил в доме Евлогия пятнадцать лет. Евлогий ходил за ним, как за родным отцом, и всячески выражал ему свою любовь, мыл, кормил его и переносил на руках. Но когда прошло пятнадцать лет, дьяволу нестерпимо стало бывшее между ними согласие. Желая лишить Евлогия награды от Бога, а расслабленного спокойной жизни, он стал подстрекать больного. И начал тот злиться и всячески поносить Евлогия:

– Хромец, бежавший от своего господина и укравший его имущество! Ты раб господина своего, и обокрал его, а теперь решил воспользоваться случаем и прикрыться мною, потому что я жалостлив, взял меня в свой дом и хочешь благодаря мне спастись.

Евлогий, молясь, пытался его успокоить:

– Нет, господин мой, не говори так! Открой мне, что я сделал дурного, и я покаюсь.

Но расслабленный продолжал:

– Не нужны мне твои заботы, унеси и брось меня на улице, не хочу жить у тебя на покое.

– Умоляю тебя, успокойся, – уговаривал его Евлогий.

Но расслабленный лишь сильнее распалялся, крича Евлогию:

– Не желаю больше терпеть твоего лицемерия! Не хочу жить такой жизнью! Я хочу есть мясо.

Терпеливый Евлогий принес ему мяса. Видя это, расслабленный снова закричал:

– Не могу больше жить с одним тобою! Я хочу видеть других людей.

– Я приведу тебе сколько угодно братьев, – сказал ему Евлогий.

Но расслабленный вскричал в порыве гнева:

– Горе мне, несчастному, потому что не могу я больше видеть твоего лица! Ты сделал меня своим нахлебником, – и, выходя из себя окончательно, расслабленный закричал истошным голосом:

– Не хочу, ничего не хочу! Неси меня обратно, на перепутье, брось меня там, где взял! Были бы у меня руки, сам бы себя задушил или ножом проткнул!

Вот до чего бес распалил расслабленного. Видя это, Евлогий отправился к черноризцам и сказал им:

– Что мне делать? Этот расслабленный довел меня до отчаяния.

– А в чем дело? – спросили его монахи.

– Совсем он меня истерзал, не могу ничего с ним поделать. Бросить бы мне его, да я принес обет Богу и боюсь его нарушить. А если его не брошу, он и дальше будет терзать меня день и ночь. Вот я и не знаю, что мне с ним делать.

Монахи сказали Евлогию:

– Ступай с ним к великому Антонию и расскажи ему обо всем: как он тебе скажет, так и сделай. Бог сообщит тебе устами Антония Свою волю.

Поклонившись монахам, Евлогий последовал их совету. Обманув расслабленного, он погрузил его на корабль и ночью отправился в путь. Прибыв в монастырь великого Антония, он открыл ему, что привело его сюда. Антоний велел ему рассказать об этом в присутствии всей братии.

По повелению Антония раб Христов Евлогий сказал при всех:

– Этого расслабленного я нашел лежащим на перепутье, и некому было о нем позаботиться. Я пожалел его и молил Бога даровать мне благодать терпения для ухода за ним, чтобы сам я таким образом достиг спасения и ему бы обеспечил покой. С тех пор мы прожили вместе пятнадцать лет, как твоему преподобию уже известно. Но этот человек не помнит добра, которое видел от меня все эти годы, и теперь он сделал мою жизнь просто невыносимой. Думал было бросить его, но ведь я сам взялся за это дело. Вот почему и пришел я к твоему преподобию, чтобы ты научил меня, как поступить, и помолился обо мне, потому что он терзает меня жестоко.

И сказал ему великий Антоний строгим и звучным голосом:

– Ты можешь бросить его, Евлогий, но Христос его не бросит. Ты бросишь его, но Христос поставит его ближе к Себе, чем тебя.

Услыхав это, Евлогий ужаснулся. А великий Антоний, оставив его, принялся за расслабленного:

– Калека, недостойный ни неба, ни земли, прекратишь ли ты гневить Бога и брата своего? Разве ты не знаешь, что это Христос служит тебе? Как смеешь ты наговаривать на Христа? Не Христа ли ради принудил себя этот человек служить тебе?

Отчитав как следует расслабленного, Антоний и его оставил на время в покое. Потом, как последнее напутствие, он сказал им:

– Дети мои, не отступайтесь ни в чем от предпринятого вами, идите оба с миром и не расставайтесь друг с другом. Отбросьте все печали, которыми бес опутал вас, и возвращайтесь с честью и любовью в келью, где жили прежде. Это сатана испытывал вас, он увидел, что оба вы близки к кончине и будете увенчаны Христом благодаря друг другу. Думайте отныне лишь о том, чтобы не получилось так, что посланный за вами ангел не нашел вас обоих неготовыми, и вы не лишились своих венцов.

Вернувшись в свою келью, они прожили там в полном согласии сорок дней. После этого блаженный Евлогий умер и предстал перед Богом, а на третий день умер и расслабленный, отойдя на вечный покой к Господу.

 

*здесь: ученый, образованный человек, возм. юрист

** в параличе

 

Перевод на русский язык: А.Г. Мосин

 

Справка:

ПРОЛОГ

Среди обширнейшего количества памятников духовной письменности Древней Руси особое место занимает Пролог — книга, пользовавшаяся широкой популярностью и ставшая излюбленной для чтения. В нем читатель мог найти назидательное чтение на каждый день года, тем самым продолжая свое бытие в лоне церковной жизни, но уже не в храме на богослужении, а в церкви домашней.

Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Прототипом для него послужили греческие Минологии и Синаксари. Из числа таких сборников наиболее близким к славянскому Прологу считается Минологий, составленный при императоре Василии II (975—1025) и два древних Синаксаря первой половины XI в.— начала XII в. В первом из них находится «предисловие», греческое название которого взято в древне-славянских переводах за наименование всей книги.

Первоначально Пролог был переведен с греческого языка для нужд Русской Церкви, возможно, для Киево-Печерского монастыря, студийский устав которого предписывал чтение Пролога во время богослужения. С этого времени Пролог органично и неотъемлемо входит в круг чтения наших предков, становится письменным памятником благочестия и святости, постоянно пополняется новыми материалами. Вера христианская на Руси приносит свои благие плоды: появляются отечественные святые, новые христианские праздники, христианские писатели. И вскоре текст Пролога дополняется житиями новых святых: это сказание о Борисе и Глебе, о преподобном Феодосии Печерском, святой княгине Ольге и князе Владимире, житие Антония и Исаакия Печерских, житие Леонтия Ростовского повествование о освящении церквей Святого Георгия, Десятинной, Святой Софии в Киеве, Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Традиция эта продолжалась и в позднейшем.

Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, доселе никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека.

Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели.

Впервые Пролог был издан в Москве в 1641-1643 годах.

Архимандрит Макарий (Веретенников)