По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

25 августа 2014

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий: «Екатеринбургская митрополия – один из передовых центров развития религиозного образования и разработки учебных пособий»

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Кирилл!

Ваши Преосвященства!

Дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую участников Х съезда православных законоучителей Екатеринбургской митрополии и Уральского федерального округа.

Съезд законоучителей ежегодно собирает в Екатеринбурге профессионалов в области образования, предлагая к обсуждению важные церковно–общественные вопросы, дает возможность оценить развитие религиозного образования в митрополиях и епархиях, находящихся на территории Уральского федерального округа, увидеть проблемы и привлечь внимание образовательных структур к важности и необходимости взаимодействия с Церковью в вопросах духовно-нравственного воспитания.

На территории Уральского федерального округа располагается 11 епархий, в которых существуют более 400 воскресных школ и 11 православных образовательных организаций, прошедших конфессиональную аттестацию  Синодального ОРОиК.

Екатеринбург — особое место в регионе, это сердце Урала. Он объединил в себе большой духовный, научный, педагогический потенциал.

Хочу с удовлетворением отметить, что на данный момент в Екатеринбургской митрополии функционирует слаженная система религиозного образования, которая включает в себя Екатеринбургскую семинарию, Миссионерский институт, две православные образовательные организации, более 200 воскресных школ, учительскую семинарию, курсы по подготовке приходских специалистов. Работа епархиального отдела религиозного образования и катехизации строится на профессиональной основе.

Представители митрополии активно участвуют в важных общецерковных мероприятиях: Ежегодном всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью «За нравственный подвиг учителя» и Международном конкурсе детского творчества «Красота Божьего мира».

Екатеринбургская митрополия — один из передовых центров развития религиозного образования и разработки учебных пособий по православной культуре в Российской Федерации. Здесь сложился сильный в профессиональном плане коллектив священнослужителей и православных педагогов, которые трудятся в сфере церковно-государственных взаимоотношений, создают новые учебные пособия по православной культуре, взаимодействуют с родительским сообществом на площадках различных внешкольных общественных организаций.

Однако существует и ряд вопросов, в общем-то, характерных и для других митрополий и епархий, на которые следует обратить внимание. В течение последних четырех лет идет процесс создания новых епархий, цель которого сформировать центры духовной и общественной жизни во всех российских регионах. Особое место в этом процессе занимают вопросы взаимодействия между епархиальными отделами религиозного образования в митрополиях, как между собой, так и с Министерством образования области. Уже определенно ясно, что митрополии приходится брать на себя ведущую роль в этом процессе, выстраивая отношения  со светскими властями и организуя подготовку епархиальных сотрудников и приходских специалистов различного уровня. Считаю, что епархиальный отдел религиозного образования в Екатеринбургской епархии мог бы стать экспериментальной площадкой такого взаимодействия в Уральском федеральном округе.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем докладе на открытии XX Международных Рождественских чтений обратил особое внимание епархиальных архиереев на то обстоятельство, что «в каждой епархии Русской Православной Церкви должна быть хотя бы одна православная школа». К сожалению, во многих регионах до настоящего момента не было сделано шагов в этом направлении. В их числе и некоторые епархии Уральского федерального округа. Отрадно, что в Екатеринбургской епархии в этом году планируется открыть Свято-Семеновскую православную гимназию, которая, уверен, будет соответствовать всем необходимым государственным и церковным требованиям.

На территории Урала много воскресных школ, однако, вместе с тем, подавляющее количество относится к типу воскресных учебно–воспитательных групп, а это значит, что большинству из них необходимо развиваться, что требует формирования материально–технической базы, в том числе отдельных оборудованных зданий, и, самое главное, кадрового состава, обладающего достаточным уровнем богословской и педагогической подготовки.

Касаясь вопросов конфессионального образования, особое внимание следует уделить роли духовника в образовательных организациях, от служения которого во многом зависит, останется ли учащийся гимназии или воскресной школы в Церкви после обучения.

Важной  задачей остается и реализация курса ОРКСЭ в светской школе, возможность свободного выбора модуля Основ православной культуры.

 Не без удовлетворения отмечу, что духовенство епархий Екатеринбургской митрополии занимает довольно активную позицию в вопросах церковно–государственного взаимодействия в области преподавания «Основ православной культуры». Но вместе с тем ситуация в отдельных частях региона не везде однозначна. В результате процент выбора модуля ОПК несколько ниже по сравнению с Центральной Россией.

Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны — митрополия является мощным образовательным центром, обладающим одним из лучших научно–педагогических потенциалов в России, с активными высокоорганизованными ОРОиК; с другой стороны — весьма неоднозначное взаимодействие с представителями светской системы образования способно оказать сдерживающее влияние при реализации епархиальных инициатив, что определяет в том числе и заниженный процент выбора ОПК.

Концепция курса ОРКСЭ предусматривает обязательное участие Церкви, представителей традиционных религиозных организаций России в развитии всего курса. Роль конфессий в этом проекте предельно важна: обеспечение аутентичности содержания образования, разработка и экспертиза учебников и пособий, подготовка учителей, правильное информирование учащихся (или же их законных представителей) в процессе выбора того или иного модуля курса. Каждое из этих направлений требует ответственного и профессионального подхода, тщательного подбора кадров и их подготовки. В области развития и расширения преподавания ОПК ведется работа по подготовке церковных специалистов. В настоящее время в регионе реализуется уникальный для России проект подготовки учителей ОРКСЭ (ОПК) по 540-часовой программе. К сожалению, на данный момент ощущается резкая нехватка высококвалифицированных педагогов ОПК.

Современная школа — это особая среда. Здесь, как показывает опыт, не работает форма проповеди. Позитивный, пролонгированный эффект дают только профессионализм, постоянство и последовательность, любовь к своему делу. Это — язык педагогики, и нам всем, обращаюсь в первую очередь к представителям духовенства, необходимо научиться говорить на этом языке. Здесь нет и не должно быть мелочей. Результат духовно-нравственного воспитания в школе, на который ориентирован курс ОРКСЭ, будет зависеть от многих составляющих: согласованности наших усилий, активности и компетентности церковных специалистов, представляющих Русскую Православную Церковь в этом проекте. Нужно направить все усилия на реализацию плана по подготовке церковных специалистов и повысить качество их работы.

В завершение своего выступления приношу слова сердечной благодарности Преосвященному митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу, главе Екатеринбургской митрополии за организацию этого важного форума и его постоянное внимание к вопросам религиозного образования и просвещения, а также всем, кто несет свое служение в этой важной области.

Уверен, что работа X съезда православных законоучителей придаст дополнительный импульс взаимодействию церковных, государственных и общественных структур в деле духовно-нравственного просвещения.

Благодарю вас за внимание.