По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

4 августа 2014

Он принял мученическую смерть у престола Господня: 7 августа память священномученика Николая Удинцева

На основании указа Преосвященнейшего Афанасия[14], епископа Екатеринбургского и Ирбитского, 15 ноября 1892 года Николай Александрович был рукоположен в сан диакона и определен для служения в церковь во имя Трех Святителей Нижне-Туринского завода Верхотурского уезда. В его послужном списке значится: поведения «очень хорошего»[1].

В 1894 году отец Николай удостоился рукоположения в сан священника и был назначен на служение в Петропавловскую церковь села Петропавловского Верхотурского уезда. Вскоре его перевели в Воскресенскую церковь села Верх-Ницинского Ирбитского уезда. Во время служения в этом селе он преподавал в церковно-приходской школе деревни Игнатьевой Верх-Ницинского прихода. Преподавание шло столь успешно, что «за ревностное исполнение церковно-школьных обязанностей»[2] батюшка был награжден к празднику Пасхи 1902 года набедренником, а в 1903 и 1905 годах его имя неоднократно отмечалось в отчетах епархиальных наблюдателей о состоянии церковных школ епархии среди имен тех, кто «особенно ревностно относились к церковно-школьному делу и аккуратным исполнением обязанностей заявили себя»[3].

Приблизительно в это же время отец Николай стал членом Братства святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, и Православного Миссионерского Общества по Екатеринбургскому комитету. Образованное в 1886 году Братство святого Симеона действовало в двух основных направлениях: просветительском и миссионерском, прежде всего — противораскольническом. В 1897 году в ведение Братства были переданы также все противораскольнические миссионерские комитеты, организованные в местностях, особенно зараженных расколом. Дело в том, что еще в конце XVII века на Урал хлынул поток старообрядцев, спасавшихся от преследований церковных и светских властей. Среди дремучих лесов они основали село Шарташское, вокруг которого вскоре возникло несколько скитов и часовен. В особенности возрос приток раскольников во времена Петра I, когда на Урале открылось несколько частных чугунолитейных и железоделательных заводов, на работу в которые хозяева принимали и беглых крепостных крестьян, и беглых каторжников, и раскольников. С течением времени многие старообрядцы оказались на ведущих должностях, и в результате стали на Урале очень влиятельной группой населения, особенно в Екатеринбурге.

Кроме того, что отец Николай являлся членом Братства святого Симеона, он состоял членом-сотрудником[4] Императорского Православного Палестинского Общества по Екатеринбургскому отделу. За столь активную пастырскую, преподавательскую и общественную деятельность священник был награжден к празднику Пасхи 1905 года скуфьей.

После тринадцати лет служения в селе Верх-Ницинском отец Николай с семьей был переведен летом 1907 года сначала в село Петропавловское Верхотурского уезда, через месяц — в Нижне-Синячихинский завод того же уезда, а сразу вслед за этим он был назначен сверхштатным священником в село Костинское Ирбитского уезда для служения в приписной Михаило-Архангельской церкви деревни Клевакиной. Через несколько месяцев деревня Клевакина отделилась в самостоятельный приход и стала с этого времени селом под названием Клевакинское. В январе 1908 года батюшка был назначен в Михаило-Архангельскую церковь штатным священником. Здесь он прослужил семь лет.

Село Клевакинское находилось в северо-западной части Ирбитского уезда[5], близ реки Реж. Каменный однопрестольный храм в честь святого Архистратига Божия Михаила был построен в селе в 1897 году, в начале ХХ века приход его составлял около одной тысячи восьмисот человек. На расстоянии одной версты от села находилась небольшая деревенька Верхняя Бутакова с действовавшей в ней школой грамоты для мальчиков и девочек. Отец Николай стал преподавать в ней Закон Божий.

В июле 1915 года батюшка был переведен для служения к Вознесенской церкви села Коптеловского Верхотурского уезда. Расположенное в той же местности, на реке Реж, село это получило свое название от фамилии первого поселенца. Каменный храм в честь Вознесения Господня с приделами во имя великомученика Димитрия Солунского и праведного Симеона Верхотурского был в конце XIX столетия благолепно украшен настенной живописью. Примечательно, что роспись на одной из стен изображала крушение Царского поезда 17 октября 1888 года. Это трагическое событие, видимо, глубоко тронуло жителей отдаленного селения, если они даже решили запечатлеть его на стене храма. В этом поступке проявилась преданность сельчан царю, искренняя любовь к Императорскому дому. Прихожане храма, а их было вместе с жителями окрестных деревень около четырех тысяч с половиной человек, особенно почитали находившийся в нем искусно вырезанный из дерева образ Спасителя, на котором Господь был изображен в рост, с оковой на левой ноге.

В тревожное время начал отец Николай свое служение в Коптеловском: приближалась революция и гражданская война. Летом 1918 года на Урале происходили трагические события: бои белогвардейцев с красными, аресты и убийства мирных жителей…

Положение большевиков в стране в то время стало критическим. В этих условиях на V Всероссийском съезде Советов в июле 1918 года была принята первая Конституция РСФСР, провозглашавшая защиту новой власти обязанностью всех граждан. Специальным постановлением «О строительстве Красной армии» съезд закрепил создание вооруженных сил регулярного типа на принципах принудительной мобилизации, введя Закон о всеобщей воинской повинности.

Однако насильственная мобилизация в части Красной армии, а также грабеж крестьян, осуществлявшийся продотрядами, вызвали на всей территории Урала многочисленные крестьянские восстания. Только что вернувшиеся домой после Первой мировой войны мужчины в большинстве своем отказывались вступать в ряды красных. Все эти волнения характеризовались властью как «мятежи кулаков-контрреволюционеров» и подавлялись беспощадно, с особенной жестокостью.

Подобная ситуация сложилась и в Верхотурском уезде. В ответ на приказ о мобилизации здесь по инициативе жителей села Аромашевского, расположенного рядом с селом Коптеловским, были устроены митинги с участием представителей от пятнадцати окрестных волостей. На них вынесли следующую резолюцию: «В Красную армию не вступать, большевиков не поддерживать»[6]. Аромашевцы отказывались идти воевать в Красную армию, а когда карательный отряд все же вынудил сельчан повиноваться и вступить в ряды красных, то вскоре по прибытии на фронт близ села Голубковского Ирбитского уезда мобилизованные целой ротой в сто восемьдесят человек с ружьями и пулеметами перешли на сторону белых, вступив в Народную армию.

Не менее решительно были настроены и крестьяне соседней деревни Деевой. Обезоружив отряд красноармейцев в двадцать восемь человек с пулеметами и винтовками, крестьяне, вооруженные лишь навозными вилами, железными лопатами и самодельными копьями, вырыв окопы, почти целую неделю с часа на час ожидали прихода красных. К счастью, красные больше не приходили в деревню.

Жители села Коптеловского также наотрез отказались от вступления в ряды Красной армии. Оставлять семьи и идти в самую страду воевать «за светлое будущее» никому не хотелось. Тем не менее, в агитации против мобилизации был заподозрен священник села отец Николай Удинцев.

После того как рядом с Коптеловским появилась первая разведка войск Народной армии, положение стало для красных особенно напряженным. Чувствуя, что вскоре им придется оставить село, они решили расправиться с отцом Николаем, к которому и раньше относились враждебно. Он принял мученическую смерть у престола Господня: озверевшие красноармейцы подняли его на штыки прямо в алтаре Вознесенского храма. Случилось это 25 июля/7 августа 1918 года.

Священномученик Николай Удинцев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года; в Соборе Екатеринбургских святых – в 2010 году.

 

Источники

ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 64; Ф. 6. Оп. 19. Д. 119, 128.

Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.

ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.

Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.

Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Братство святого Праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, 1902.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.

Черная книга коммунизма. Преступления. Террор. Репрессии. М., 2001. Гл. 3: Красный террор.

Война с красными и суд праведный // Урал. 1918. 17 (4) нояб. (№ 1).

Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1894. № 36; 1902. №7; 1903. № 3; 1904. № 7–8, 11; 1905. № 1–2, 7; 1906. №15; 1907. № 20, 26, 28, 31–32; 1908. № 6–7; 1910. № 46; 1912. № 40; 1915. № 32.

Зауральский край. 1918. 6 нояб.

Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 15, 17–18.

По материалам  епархиальной комиссии по канонизации

На фото: Вознесенская церковь с. Коптелово – последнее место служения сщмч. Николая

Фото: Илья Буяновский

 


[1] ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 64. Л. 26.

[2] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1902. № 7. С. 151.

[3] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1903. № 23. С. 520.

[4] Звание члена-сотрудника (соревнователя, исполнителя) присваивалось действительным членам, принявшим на себя обязанность личным трудом участвовать в делах общества, а также, по мере возможности, благотворениями. В ряде обществ они освобождались от членских взносов, но имели право только совещательного голоса.

[5] Ныне оно относится к Режевскому району.

[6] Война с красными и суд праведный // Урал. 1918. 17 (4) нояб. (№ 1).