По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

7 мая 2014

В Православном информационно-библиотечном центре обсудили, как сохранять историческую память

На семинаре присутствовало около 35 чел, в том числе: А.Я. Пастухова, председатель Екатеринбургского общества «Мемориал», Ксения Смирнова, представитель радио «Воскресенье», Разин А.В. старший преподаватель библейско-богословской кафедры Екатеринбургской духовной семинарии, доктор исторических наук Кириллов В.М. (Нижний Тагил), кандидат исторических наук Быкова С.И., свящ. Борис Бароев (, п.Алтынай), Демаков И.Н. (ГААОСО), члены УЦИО и УГО (генеалоги) из Екатеринбурга, Челябинска, Сухого Лога, п.Арти, Березовского и др.

Семинар прошёл на высоком уровне подготовки докладов и видеоматериалов в обстановке живого общения, в атмосфере конструктивного диалога и взаимопонимания.

Кириллов В.М. ясно и лаконично представил огромный материал в сфере социально-государственных программ, направленных на восстановление исторической памяти нашего народа, разработанных в возглавляемой им лаборатории «Исторической информатики». В слайд-презентации представлен процесс от поэтапной разработки целей и задач, планируемых программ до их реализации.

Быкова С.И. в докладе «Архив как место памяти» наглядно представила запрос современной молодёжи и студентов к тому, чтобы знать и осмыслять трагическое прошлое своей страны. Стало понятно, почему и как рождается интерес при знакомстве с реальными следственными делами репрессированных (части их ровесников).

Демаков И.Н. представил сообщение о выставках, организуемых Государственным архивом административных органов Свердловской области по увековечению памяти репрессированных жителей Свердловской области и о возможностях по изучению документов, которыми располагает ГААОСО.

Священник Борис Бароев, настоятель храма в честь Рождества Христова п. Алтынай, рассказал об исследовании жизни священномученников Сухоложского района Константина Алексеева и Василия Инфантьева, прославленных в Соборе новомученников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии, о съемке фильмов «Ходатаи земли Русской», организации фотовыставки, о важных находках, произошедших в процессе исследований.

Буткина С.Г. на примере своего изучения жизни и служения протоиерея Николая Буткина представила доклад и фото-материал о том, как из архивно-исследовательской работы «вырастает» наглядный образ памяти (мемориальная выставка, планшет), собирающий людей, позволяющий размышлять и лучше понимать подвиг новомучеников и исповедников веры.

Доктор социологии Зузанна Богумил (сотрудница Академии Специального Образования в Варшаве) представила видео-презентацию «Память о новомучениках и жертвах советских репрессий, записанная в культурном пространстве от Соловков до Магадана». Изучив специально русский язык, она объехала за 4 года Россию с целью зафиксировать то, как Православная Церковь и верующие люди принимали участие в увековечивании памяти жертв репрессий и новомучеников, и как поставленные ими знаки памяти влияют на понимание прошлого. В 2006-2008 гг. д-р З. Богумил проводила полевые исследования на Соловецких Островах, в Республике Коми, пермском регионе и Магадане. Присутствующие познакомились с тем, каково значение первых знаков памяти (кресты, камни, памятники, исторические выставки), появившихся в разных регионах России в конце 1980-х, начале 1990-х гг.

Во время перерыва, за чаем, происходило свободное общение, обмен контактами, интервью.

По мере представления докладов проходили обсуждения, на которых были подняты непростые проблемы:

о противоречиях государства и общества при решении вопросов сокрытия или замалчивания тоталитарного прошлого на территории бывшего СССР;

о завершении гражданской войны в государстве;

о модернизации страны со стороны наиболее образованной и активной части населения;

о написании новейшей истории;

о завершении процесса реабилитации, начатого еще в 1990-х гг.;

об востребованности информации о пострадавших родственниках (на 20 тыс. репрессированных — 800 тыс. интересующихся родственников);

В завершение семинара был поставлен вопрос о способах актуализации и интерпретации исторической памяти на личном уровне каждого человека и в культурном пространстве страны.