По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

15 апреля 2014

19 апреля – Великая Суббота: «Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен»

В день Великой субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота — самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход в Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Евангелие от Матфея, гл. 28, ст.1-20

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

 

Синаксарь во святую и великую субботу

Стихи:

Напрасно, стража, охраняешь гроб:
Могила не удержит Самобытной Жизни.

Во святую и великую субботу празднуем боготелесное погребение Господа нашего Иисуса Христа и сошествие Его во ад, коими род человеческий, воззванный от тли, перешел к вечной жизни.

Все дни превосходит святая и великая четыредесятница, но больше святой четыредесятницы святая и великая седмица (Страстная), и больше самой великой седмицы сия великая и святая суббота. Называется эта седмица великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя, а особенно сегодня. Ибо, как при первом миротворении Бог, создавши все твари и напоследок превосходнейшую, в шестой день сотворивши человека, — в седьмой почил от всех дел Своих и освятил его, наименовав субботою, что значит покой: так и в делании умного порядка, дивно совершив все (дело искупления), и в шестой день (пяток) воссоздавши опять истлевшего человека и обновив его живоносным крестом и смертию, — Господь в настоящий, опять седьмый, день успокоился совершенным успокоением от дел, почив жизнеестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб; снисходит же и во ад с Своею бессмертною и божественною душою, чрез смерть отделившеюся от тела и преданною Им в руки Отца, Которому Он добровольно принес и кровь Свою, сделавшуюся нашим избавлением. Но душа Господа не была удержана во аде, подобно душам других святых. Почему же? Да потому, что прародительская клятва ничего не причинила ей, как тем. Не коснулся враг наш диавол и крови, которою мы искуплены, хотя и владел нами, ибо как мог хищник — диавол захватить не только посланного от Бога, но Самого Бога? Впрочем, Господь наш Иисус Христос вселился во гробе телесно с Божеством, совершенно соединившимся с плотию, но (в то же время) был Он и в раю с разбойником и, как сказано, во аде с обоженною Своею душою, преестественно же был со Отцом и Св. Духу соприсутствовал, — везде был, как Бог неописанный (неограниченный), и Божество отнюдь не пострадало ни во гробе, ни на кресте. Испытало Господне тело и тление, т. е. разрешение души от тела, но отнюдь не истление, т. е. не разрушение плоти и совершенную порчу членов. Но Иосиф, сняв с древа святое тело Господа, погребает (его) в новом гробе и в вертограде, положив над входом гроба весьма великий камень. Иудеи же по пятке, приступив к Пилату, говорят: господин, мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну (Матф. 27, 63). Поэтому, нам кажется, было бы хорошо, если бы твоя власть распорядилась приставить ко гробу воинскую стражу. — Пилат отвечал: но если Он обманщик, то чего вы заботитесь о словах находившегося в живых, когда Он безспорно умер? Когда сказал — восстану? — Может быть, из примера Ионы они сделали такое заключение. — Во всяком случае, если поставить у гроба стражу, то не будет похищения. Какое безразсудство! Делали ради себя, а не понимали, что обращали это против себя. И вот, когда Пилат повелел, они, приставив воинский отряд и тщательно запечатав, утвердили гроб. И это для того, чтобы воскресение Господа, при наличности иноземной стражи и печати, не могло быть перетолковано. Но отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, — твердейший и краеугольный камень, — и тех, коих от века заключал во чреве своем, как свою пищу.

Неизреченным снисхождением Твоим, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

 

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл совершит богослужения Великой Субботы:

18 апреля 2014 года. 

17-00 – Утреня Великой Субботы с последованием погребения Святой Плащаницы. Свято-Троицкий кафедральный собор города Екатеринбурга.

19 апреля 2014 года. Великая Суббота.

09-00 – Божественная Литургия свт. Василия Великого. Иоанно-Предтеченский кафедральный собор города Екатеринбурга.