По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

11 марта 2014

Протоиерей Михаил Кудрин: Великий пост – всегда радость

1. Многие ассоциируют пост (Великий не исключение) прежде всего с жесткими ограничениями в питании. Тогда как…

— Пожалуй, со стороны именно так и кажется: несчастный исхудавший православный, ест одни сухари да поклоны бьет… Жуткое дело. Но на самом деле, уж поверьте, всё вовсе не так мрачно. У тех, кто хоть раз постился по-настоящему, впечатления о посте совсем другие.

Ну, во-первых, что касается ограничений в питании. В России постились испокон веков, и традиции приготовления постных блюд у нас всегда были, как говорится, на высоте. Наши прабабушки могли такое приготовить, даже без масла растительного, что суперсовременным кулинарам и не снилось. А уж с какими-нибудь среднестатистическими макаронами и сравнивать не приходится. Хорошо бы и нашим хозяйкам вспомнить эти традиции, тем более что сейчас издается очень много сборников с постными рецептами. Между прочим, готовить в пост вкусно – это не такая уж мелочь. Ко мне вот как-то приходит женщина и начинает жаловаться: «Что мне делать с моим мужем? Он в храм-то заходит, а вот поститься отказывается». А я ее и спрашиваю – а вы мужа чем кормите? Конечно, если у вас на обед картошка, на ужин капуста, и так каждый день – то я прекрасно понимаю вашего мужа. В общем, женщина та домашнее меню изменила – и семейная проблема оказалась исчерпана…

И, во-вторых, конечно же, пост – это не только ограничения в еде. Великий пост очень часто называют духовной весной. И каждый христианин радуется посту, ждет его, как ждут большого праздника. В его душе рождается ожидание счастья, света, чистоты. Знаете, я не один раз слышал от своих прихожан, что Великому посту они едва ли не больше радуются, чем Пасхе. Вот ведь как бывает! Да и есть чему радоваться. Слушали ли вы великопостные песнопения, от которых сердце поднимается куда-то к весеннему синему небу? Летали ли, как на крыльях, после исповеди? Радовались ли, искренне примиряясь со всеми в Прощеное воскресенье? Настоящий пост, а особенно пост Великий – это всегда радость.

2. Верно ли утверждение – в Великий пост исключены любые развлечения?

— Я, конечно, не скажу вам, что это вовсе не так. Великий пост – это и пост духовный тоже, все пять чувств «постятся». Но опять же, как и с постом телесным, это не означает лишение себя всего. Это, скажем так, необходимая эмоциональная «разгрузка». Индустрия развлечений в наше время приобрела просто колоссальные размеры, современный человек под их гнетом изнемогает. Душевно изнемогает. Ему нужен отдых от развлечений, хотя не все это осознают. Нужно человеку побыть с собой, в тишине, подумать о главном, помолиться… Кроме того, многие развлечения: телевидение, кино, театр – это по сути что такое? Это проживание чужой жизни. Хорошо иногда отвлечься от чужой жизни, чтобы заняться своей. Научиться свою жизнь совершенствовать.

Всё это не значит, что в пост надо запереться дома, в кино не ходить, с друзьями не встречаться, а только молиться и Библию читать. Воздержание от развлечений должно быть разумным. От какой-то малости человек будет воздерживаться – уже хорошо, Господь эту жертву примет.

И очень важно питать свою душу иной, духовной пищей: читать книги святых отцов, жития, поучения современных старцев. Их слова и утешают, и просвещают, и умудряют. И еще, конечно, молитва питает душу. Так что пост – это не какое-то безрадостное время, как некоторым кажется. Просто в пост радости другие.

3. На что ориентироваться человеку – на «правила» питания в пост или рекомендации лечащего врача, предписывающие рацион, противоречащий посту?

— Тут я не могу дать какой-то «рецепт на все случаи жизни». Как ни банально звучит, мы должны ко всему подходить с рассуждением. У всех разные обстоятельства, у всех разное состояние здоровья. Один русский святой еще в 15-ом веке сказал, что люди по телесным силам отличаются друг от друга, как медь и трава. И в наше время «травяных» гораздо больше, чем «медных»… Вредить здоровью мы не должны. Пост – это не самоистязание, и цель его вовсе не в том, чтобы лежать в полуобмороке, а в очищении сердца, изменении себя. Есть такие болезни, при которых необходимо принимать скоромную пищу, как мы принимаем лекарства, хотим того или нет.

Но с другой стороны всегда слепо следовать предписаниям врача, так сказать, не думая, тоже было бы неправильно. Потому что в наше время есть такой стереотип: чтобы быть здоровым, надо хорошо питаться, а если будешь поститься – заболеешь обязательно. Для многих врачей это чуть ли не идеология какая-то. Все болезни лечат молоком и мясом: и головную боль, и растяжения, и аллергию.

Кстати, мера поста зависит еще и от степени духовного развития человека. Иногда человек больной, слабый, но духовно преуспевший, может выдержать гораздо более строгий пост, чем совершенно здоровый, но невоцерковленный и тем более неверующий. С праведным Иоанном Кронштадтским был такой случай. Он тяжело болел, и ему врачи предписали в пост обязательно есть скоромную пищу. Он колебался и, в конце концов, решил спросить совета у матери. Послали телеграмму, и в ответ пришел наказ: «Лучши умри, а поста не оставляй». Отец Иоанн с радостью послушался и – выздоровел. Но конечно, требовать такой веры и решимости от человека, который пост первый раз в жизни соблюдает – было бы просто неразумно.

А вообще в любом случае лучше не принимать решения самостоятельно, а подойти к священнику, объяснить ситуацию, посоветоваться. И поступить так, как он скажет – тогда ваша совесть будет спокойна.

4. Каких поведенческих правил необходимо придерживаться во время Великого поста? (речь не о питании)

— Не хотелось бы давать список правил, связывать кого-то. Понимаете, в православии нет такого: вот то, то, то соблюдай – и будет тебе счастье. Некоторые думают, что в Великий пост нужно переодеться в черное и ходить с «постным» лицом. А Господь в Евангелии говорит: «Когда постишься, не будь унылым, но помажь голову твою и умой лицо твое». То есть он к радости призывает. Вот и радуйтесь, вот вам главное правило! Подумайте, что мешает вам в жизни радоваться. Главные причины – всегда внутри человека. Греховные страсти мешают радоваться: гневливость, раздражительность, неприязнь, осуждение, ропот на судьбу, холодность к ближним. Вот над этим и надо поработать. Внешне человек в пост может оставаться таким, как всегда. Не запрещено быть общительным, веселым, модно одетым и так далее. Главное в посте – внутренняя работа. И тут самые сильные средства – исповедь и молитва. Особенно если к ним не формально подходить. Не так, чтобы просто священнику грехи назвать, какие в книжке про исповедь вычитал. А с желанием разобраться в себе, с раскаянием в том, что действительно тяготит совесть. И в молитве тоже важно прилагать сердце. Одна женщина рассказывала мне, как она в какой-то душевной скорби ставила в церкви свечки. Бездумно ставила, ну положено так – когда трудности, поставить свечку. И вдруг она услышала в душе голос своей почившей матери: «Проси!» Это было для нее откровение. Нужно к Богу обращаться лично, как к Отцу, просить. И она стала молиться от души и вскоре получила большое облегчение в своей скорби.

Если хотите еще какие-то правила, то можно так сказать. Хорошо в пост прочитывать утренние и вечерние молитвы (они есть в любом молитвослове), читать духовные книги, исповедоваться, по праздникам ходить в храм на службу. Всё это обычный духовный труд каждого христианина и не только в пост. Это постепенно изменяет его душу к лучшему, дает ему мир, радость. Вот что еще важно знать: Бог очень высоко ценит личность каждого человека. Он за каждого на кресте умер. И Он терпеливо ждет, когда человек придет к Нему. Любое искреннее движение к Нему ценит.

5. Есть ли кардинальные отличия соблюдения поста, отношения к посту нашими предками в дореволюционной России и сегодняшними россиянами?

— В то время пост был неотъемлемой частью жизни. Вообще вся жизнь, быт строились в зависимости от церковного календаря. Скажем, в первый день Великого поста закрывались мясные лавки. В великие праздники, например, на Благовещенье, 7 апреля, не работали, посвящали время молитве, чтению, общению с родными. Была даже поговорка: «На Благовещенье птица гнезда не вьет». Очень многое в жизни было связано с верой. Для людей тогда Бог, вера – всё это были не абстрактные понятия. Они молились, соблюдали посты и чувствовали, что Господь в их жизни постоянно участвует, помогает во всем. И в этом было единство народа. Конечно, был тогда и нигилизм, и прочие нехорошие явления. Но в основном, жизнь людей строилась по вере. Так что многие иностранцы, бывавшие в России, изумлялись, как русские истово веруют, и признавали, что в этом есть особая красота.

6. Праздники во время Великого поста. Какие и как их проводить?

Как ни странно это покажется на первый взгляд, в Великий пост много праздников. Можно сказать, все шесть недель — сплошной праздник. Кроме самых известных: Благовещения, Лазаревой субботы, Вербного воскресенья, — есть и другие, менее известные, но любимые народом. Память великомученика Феодора Тирона, сорока мучеников, преподобной Марии Египетской, Неделя Торжества православия, Неделя Крестопоклонная и много других. В Великий пост многие исповедуются, причащаются, соборуются — это разве не праздники? Еще какие! Праздники Великого поста особые: они приносят душе тишину, мир, устремленность к добру. Все церковные богослужения в Великом посту направлены именно на это. В особенности знаменитая покаянная молитва Ефрема Сирина. Она очень благотворно действует на душу. Пушкин даже, под впечатлением от этой молитвы, посвятил ей отдельное стихотворение:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста.
Всех чаще мне одна приходит на уста
И падшего свежит неведомою силой:
«Владыка дней моих! Дух праздности унылой
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
 И целомудрия мне в сердце оживи.

Есть такое заблуждение, будто духовная радость слабее, чем радость внешняя, житейская. Но я совершенно точно вам говорю: если бы человек вкусил настоящей духовной радости, то все прочие приятности жизни показались бы ему бледными и какими-то засушенными, как цветы в гербарии.

7. Почему Великий пост считается подготовкой к празднику Пасхи?

Есть такая старая притча. Три странника, путешествуя по одной стране, услышали, что сегодня царь каждому посетителю раздаёт золото. Один посмеялся: «Сказки все это!», но всё-таки из любопытства пошел. Другой подумал: «Конечно, это как-то странно и сомнительно, скорее всего, пустые слухи, но мало что…» — и на всякий случай вынул из своей котомки треть вещей, чтобы освободить немного места. А третий, услышав про обещание царя, вытряхнул из своей дорожной сумы всё, что было, да еще и тщательно ее почистил изнутри и снаружи. Пришли. Царь попросил каждого развязать свою суму. Подошел к первому страннику — сума плотно набита вещами. Царь положил ему сверху несколько монет. Второму насыпал треть котомки — столько, сколько было там свободного места. А суму третьего наполнил золотом доверху, да еще и за пазуху ему насыпал — за веру и усердие.

Духовное ликование в праздник Пасхи — это дар, который каждому дается настолько, насколько душа может вместить. Поэтому мы и выбрасываем в Великий пост из своей души все, чем она забита, очищаем ее — и тогда, по мере нашего усердия, принимаем пасхальную радость.

 

http://www.sestry.ru