По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

9 октября 2013

Протоиерей Алексий Кульберг: Надо смотреть на себя

Протоиерей Алексий Кульберг: Надо смотреть на себя

Настоятель храма «Большой Златоуст»  в Екатеринбурге, руководитель Отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии протоиерей Алексий Кульберг.

–Как Вы относитесь к инициативе жесткой борьбы с пиратским контентом в сети? Справедливо ли сажать скачавшего пиратский материал, а не того, кто его выложил?

– Человек создал что-то (фильм, музыку и т.д.) для другого. Он понес большие затраты, которые должны окупаться. Кем? Наверное, тем, ради кого это создано. Если создается целый механизм системного воровства, это разрушает саму отрасль производства. Значит, должно быть правовое поле, которое превратит хаос в интернете в цивилизацию. Закон не говорит, что кого-то будут сажать, там говорится про штраф.

Другая сторона медали – монополии имеют обыкновение монополизировать и завышать цены на свои продукты. Пиратство возникло как протест против монополий. До совершенства нам далеко, но, я надеюсь, какие-то усилия по борьбе и с пиратством, и с монополями будут предприняты.

– Сегодня «пиратскую» продукцию скачивают по всему миру.

– Надо смотреть на себя: я нарушаю или нет. На многих православных дисках написано, что копирование – это нарушение заповеди «Не укради». Мне известны истории с незаконными тиражами книг, в частности «Несвятые святые» и «Флавиан».

– Но их можно бесплатно скачать в интернете. А если у человека нет денег?

– Из всех, кто скачают книгу не заплатив, по-настоящему нищих будет один из ста. Остальные могут купить, но не хотят. Закон призван пробудить в них это желание. Есть сайты, которые заключили договоры с издательствами, и книги там размещены абсолютно легально и бесплатно, например – Предание.ру… Еще вопрос, какая будет духовная польза от книги, которая скачана незаконно. Конечно, хорошо, что человек ее прочитал, – но неизвестно, что он получит в духовном смысле.

– Из сети перемещаемся в реальность. В Кемерове во второй день лета выпал снег; Гидрометцентр сообщил – из-за холодного циклона. Многие связывают погодные сюрпризы с концом света, а что Вы думаете об этом?

– Я не знаю, какие споры возникали несколько столетий тому назад, когда при жизни преподобного Варлаама Хутынского на второй неделе Петрова поста выпал снег (а он этот снег предсказал) и после этого Второе Пришествие не началось, только исполнилось пророчество. Снег растаял – люди увидели, что под ним осталось множество гусениц: если бы не было снега, гусеницы бы съели все, что посадили люди. Так Господь показал Свою заботу о людях.

Есть и другие природные аномалии. Не хочется связывать каждую со Вторым Пришествием, но нельзя их не связать с проявлением гнева Божия: то, что люди живут без Бога, издеваются над матушкой-природой – это факт; Господь просто напоминает нам иногда, что Он тут Хозяин, это Его мир. Хорошо, если человек увидит знамение и перекрестится, помолится и попросит прощения за свои грехи, поймет, что природа – это отражение внутреннего состояния отдельного человека и человечества в целом.

– Анатолий Кашпировский, побывавший в Екатеринбурге, обиделся на екатеринбургских журналистов: в одном из сюжетов его назвали шоуменом, магом, экстрасенсом и показали полупустой зал. «Он не целитель и не экстрасенс. Кашпировский – врач-психотерапевт», – пояснили организаторы встречи. Кто же все-таки Кашпировский и как относиться к нему и подобным ему людям?

– Лучше вообще никак не относиться. Кашпировский, пожалуй, будет похуже, чем снег, выпавший в Кемерово. Конечно, утешительно, что зал был полупустой. Я бы еще назвал его шарлатаном.

– А почему не врачом-психотерапевтом?

– Врач-психотерапевт принимает в кабинете, в клинике, а не на стадионах и в залах. Дурить голову таким лечением можно, а вот лечить нельзя – на стадионе можно только зарабатывать деньги и «делать себе имя». Та сила, которой он действует, дана ему злыми духами, а кончина таких людей известна, она нерадостна и незавидна.

– Кроме Кашпировского есть в деревнях знахарки, бабушки, которые лечат заговорами, травами. Как к ним относиться?

– Хочется, конечно, сказать что все это «бесовское». Но с оговоркой. После революции никому не известные рабы Божии из многочисленных монастырей были разогнаны и селились везде – кто в деревнях, кто в городах, кто в колхозах – и жили своей тихой жизнью. Но не может укрыться светильник от глаз людских, не для того его Господь зажигает. Эти светильники сияли – вспомним хотя бы Матрону Московскую, Матрону Рязанскую, о. Николая с острова Залит. Их тоже обывательское сознание воспринимает как «дедушку» и «бабушку», к которым можно прийти, которые помогут.

Многие так и шли, не вдаваясь в догматы, и происходило такое смешение – есть «дедушка», «бабушка», которые что-то почитали, ручку на головку положили – и она исцелилась. Исключения в виде праведно живущих людей очень редки. Если сейчас поискать информацию о таких людях в СМИ, то мы в 99 случаях из 100 попадем к обманщику, который просто вводит людей в заблуждение и зарабатывает деньги либо, сам находясь в обольщении, обольщает других (может, даже на безвозмездной основе). Я бы предостерег искать помощи у бабушек, дедушек, в деревне или где-то еще. Если человек действительно святой жизни, то слава о нем идет. Достаточно будет спросить у священника: «Батюшка, скажите, а вот такой-то дедушка – это хорошо или плохо?»

– Вопрос, пришедший от слушательницы радио «Воскресение»: как относиться к передаче «Битва экстрасенсов»?

– За умным словом «экстрасенсорика» стоит очень простое понятие. Человек находится во власти злых духов. Злые духи есть, и преподобный Серафим Саровский о них очень ярко отзывался. Я предостерег бы радиослушательницу от такого любопытства, чтобы не попасть под власть тех сил, которые уже влияют на участников этого шоу.

Беседовала Мария Заостровных