По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

9 октября 2013

4 ноября – празднование Казанской иконе Божией Матери в память преодоления Смуты в 1612 году: День народного единства

История Смуты

История уводит нас к событиям смутного времени 1598 – 1613 годов. Началом этой смуты стал правительственный кризис, возникший со смертью царя Бориса Годунова (1598–1605 гг. царствование). В правящей среде возникла борьба между княжеской знатью и чиновным боярством. Самозванщина посеяла смуту в войсках и народных массах страны и началась «борьба всех со всеми», при том окраины России оказались отрезанными, а потому предоставленными сами себе. «Верхи», боярство стало зачинщиком этой Смуты, к ней присоединилось дворянство и, уже по цепочке, земство и чернь. У всех были свои неопровержимые правды и цели. Вспомним, что 1609–1618 годы – это польско-литовско-шведская интервенция. После свержения в июле 1610 года царя Василия Шуйского в России образовалось правительство, называемое «Семибоярщина». В его состав входили семь членов боярской Думы – а именно, князья Шереметев, Романов, Мстиславский, Лыков, Трубецкой, Воротынский и Голицын. Когда поляки подошли к Москве, Семибоярщина заключила с ними договор, по которому русские должны были признать своим царем сына польского короля Сигизмунда III – Владислава. В ночь на 21 сентября 1610 года Семибоярщина тайно провела в Москву польские войска, что стало актом национальной измены. Всех, кто впоследствии перешел на службу к полякам и всех членов Семибоярщины стали звать «тушинскими изменниками».

 

Кузьма Захарьевич Минин-Сухорук и князь Димитрий Михайлович Пожарский

Клич к спасению Руси бросил Кузьма Минин – нижегородский посадский человек (простой торговец мясом, «говядарь»). Во все русские города были посланы «грамоты» с призывом встать на защиту своего Отечества. Возглавил народное войско воевода из стародубских князей, потомок Всеволода Юрьевича, боярин и военный деятель Дмитрий Пожарский. В то время, когда поляки засели в Москве, под Москвой стояли казаки, присягнувшие полякам, а шведы захватили Тихвин, Минин и Пожарский проявили не только боевые, но и дипломатические таланты.

«Прежде чем выступить на Москву Минин и Пожарский зашли в Суздале в Спасо-Евфимиевский монастырь, чтобы, по обычаю всех русских людей, готовящихся на великое и святое дело, помолиться и утвердиться у гробов своих родителей». 22 октября (4 ноября н. ст.) 1612 года русские под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского вошли в Никольские ворота, овладев московским Китай-городом (один из

старейших исторических районов Москвы). Они торжественно внесли в него икону Казанской Божией Матери и дали обет, в соответствии русским традициям прошлого времени, в ознаменование этого исторического события построить здесь церковь… На Красной площади в Москве снова стоит Казанский собор. В «Никоновой летописи» о московском Казанском соборе фигурирует дата «1625 год», которая приводится в связи с «украшением князем Дмитрием Пожарским, по обету, чудотворного Казанского образа Божией Матери». Это известие (указание на «украшение иконы») и трактует обустройство самого Казанского собора или, возможно, предшествовавшего ему храму. Так, согласно сведениям о проводимых крестных ходах в праздники Казанской иконе Божией Матери, в 1633 г. процессия впервые направилась в специально устроенный для святыни отдельно стоящий храм – некую церковь «Пречистыя Богородицы Казанския, что в Китай-городе у стены, меж Ильинских и Никольских ворот». Эта церковь просуществовала очень недолго, погибнув в огне московского пожара 1634 года, и, наверное, она-то и отождествлялась позднейшими «изследователями» с собором на Красной площади. Эти годы, 1625, 1630-й и 1633-й – этапы истории Казанского собора…

В память об этих важных событиях ежегодно 4 ноября чествуют Казанскую икону Божией Матери.

После освобождения Москвы все члены Семибоярщины были арестованы как предатели. А скромный человек чести и честности, Пожарский, не просивший милостей у польского короля и не примкнувший к «тушинским ворам», поселился не в Кремле, а в Воздвиженском монастыре и «усердно продолжал вместе с Мининым и земскими людьми заниматься делом дальнейшего успокоения государства». Ведь нашему государству предстояла напряженная борьба за утверждение своего дальнейшего национального существования и развития. Так в конце XV столетия на сцену Европы выступила новая крупная политическая сила – Московское государство, и день 4 ноября (н. ст.) на Руси стали праздновать как День воинской славы России.

Четыреста лет назад кончилось в России Смутное время, лихолетье, и страна не распалась.

По сведениям летописцев, «Пожарский принадлежал к «захудалым» княжеским родам, не игравшим важной роли в государственных делах в предшествовавшие времена. Он не выдавался никакими особенными способностями». Когда его попросили возглавить ополчение, Пожарский сказал: «Рад за Православную веру страдать до смерти, а вы из посадских людей изберите такого человека, который бы мог со мной быть у великого дела, ведал бы казну на жалование ратным людям. У вас есть в городе человек бывалый: Кузьма Минин-Сухорук, ему такое дело за обычай». В грамоте «о всеобщем ополчении городов на защиту Отечества…» он скромно подписался только десятым, отдав право первых подписей более знатным людям. Но именно такие люди, для которых скромность, честность и честь стоят на первом месте, создали четыре века назад на Руси новую государственную власть, защитницу своих интересов и представительницу национальной независимости. Как говаривал Вольтер: «Кто хорошо служит своей родине, тот не нуждается в предках». Тогда, ровно четыреста лет назад, российское общество не распалось, и именно это было главным! Сегодня в ознаменование этого исторического момента в России отмечается 4 ноября – День народного единства и воинской славы России.

Казанские храмы Екатеринбургской Епархии

В Екатеринбургской Епархии действуют Казанские храмы в Екатеринбурге – новопостроенный при Уральском институте бизнеса и возрождающийся – на въезде на

Химмаш. Приход в честь Казанского образа открыт в Шабрах – пригороде Екатеринбурга. Казанские приделы есть в Вознесенском храме, Преображенском (на Уктусе). В женском монастыре «Спорительница хлебов» близ Среднеуральска – Казанский каменный храм, а в п. Зюзельском города Полевского – деревянный.

Крестный ход

Традиционно в день Казанской иконы Пресвятой Богородицы – День народного единства по Екатеринбургу совершается торжественный крестный ход из Свято-Троицкого кафедрального собора в Храм-на-Крови.

 

«Я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя… Но, клянусь честью, что, ни за что на свете я не хотел бы, переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой ее Бог дал».

Александр Сергеевич Пушкин