По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

16 сентября 2013

«Пою Богу моему, дондеже есмь»: 1 октября отмечается память священномучеников Петра Дьяконова и Алексия Кузнецова

Священномученик Петр Дьяконов – в среднем ряду, третий справа
Священномученик Алексий Кузнецов – в среднем ряду, второй слева

Священномученик Петр Дьяконов родился 13 января 1866 года в селе Полозовском Сарапульского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Федора Захаровича Дьяконова и его супруги Параскевы Александровны. Кроме Петра, в семье Дьяконовых было еще семеро детей: сыновья Михаил, Николай и Федор и дочери Екатерина, Анна, Капитолина и Мария. Впоследствии двое братьев Петра  — Михаил и Николай — избрали священническую стезю.

Пошел по пути служения Церкви и Петр. В возрасте десяти лет родители отдали его в Духовное училище, а затем он поступил в Пермскую Духовную семинарию. Проучившись в ней три года, Петр Федорович становится певчим Пермского архиерейского хора. Благодаря его незаурядным музыкальным способностям вся его дальнейшая жизнь была так или иначе связана с церковным пением. «Читает и поет вельми хорошо, поведения очень хорошего», — значится в одном из его послужных списков[1].

В семнадцать лет Петр Дьяконов был посвящен в стихарь, а еще через три года Преосвященным Ефремом[31], епископом Пермским, определен псаломщиком к градо-Пермскому Спасо-Преображенскому кафедральному собору. Но вскоре, в июне 1887 года, Петр Федорович переехал в Екатеринбург и поступил псаломщиком в один из крупнейших храмов города во имя Вознесения Господня. В это же время он женился на семнадцатилетней девице Ольге Ивановне. В их семье родилось несколько детей, в том числе дочери Фаина (1888) и Ольга (1890).

Первоначально Вознесенская церковь, построенная в 1770 году, была деревянной[2]. В 1792 году было заложено новое здание будущего Вознесенского храма. Этот каменный двухэтажный храм находился в трехстах метрах к востоку от первого, на самом высоком месте Вознесенской горки, там, где раньше была усадьба основателя города Екатеринбурга, известного государственного деятеля генерала В. Н. Татищева. В 30–90-е годы XIX столетия храм постоянно перестраивался, причем число приделов возросло с двух до шести: в честь Вознесения Господня и Рождества Пресвятой Богородицы, во имя Благовещения Божией Матери и явления Ее Казанской иконы, в честь святителя Митрофана Воронежского и пророка Божия Илии.

Через несколько месяцев служения, 1 октября 1887 года, Петр Федорович был рукоположен Преосвященным Нафанаилом[52], епископом Екатеринбургским и Ирбитским, в сан диакона. В те годы, когда отец Петр служил в Вознесенском храме, там состоялось два торжества: в 1889 году был освящен Казанский придел, который до этого много лет оставался недостроенным, а в 1890 году чин освящения совершили и в Пророко-Ильинском приделе. Оба они располагались на втором этаже собора.

В 1891 году отец Петр был переведен епископом Екатеринбургским и Ирбитским Поликарпом[60] для служения к Екатерининскому собору.

Построенный в стиле «сибирского барокко», храм этот являлся одним из самых величественных и живописных строений города. На башне его красовались большие старинные часы с боем, по которым жители сверяли время. Возведен собор был в 1750–1760-х годах на месте первой церкви Екатеринбурга в честь великомученицы Екатерины. В нем было четыре придела: в честь Святой Троицы, великомученицы Екатерины, святого первомученика и архидиакона Стефана и святого апостола Иоанна Богослова. Самой почитаемой святыней храма являлась часть мощей праведного Симеона Верхотурского, помещенная в дубовый ковчег, вложенный в сребропозлащенную раку. Престольный праздник собора — день святой великомученицы Екатерины — со дня основания города был одним из главных городских торжеств.

Во время служения в этом храме, 15 мая 1891 года, отец Петр был рукоположен в сан священника с оставлением на прежней диаконской вакансии. Вскоре к его обязанностям добавилось еще преподавание пения в Екатерининской церковно-приходской школе. В то время в ней обучалось около тридцати мальчиков, а впоследствии, после расширения школьного помещения, число учеников возросло до шестидесяти. Как преподаватель пения отец Петр, видимо, выделялся своими способностями и усердием. Так, в мае 1902 года, когда по постановлению Святейшего Синода во всех церковно-приходских школах Екатеринбурга торжественно праздновался день памяти святых Кирилла и Мефодия, именно священник Петр Дьяконов был регентом хора церковно-приходских школ, певшего на торжественных богослужениях в Екатерининском соборе (10 мая на всенощном бдении и 11 мая на Божественной литургии, совершенной многочисленным собором духовенства).

Руководил отец Петр также и церковным хором. Перед Великим постом 1898 года, например, ему была поручена подготовка благотворительного духовного концерта. За свои ревностные труды он в 1897 году был удостоен награждения набедренником.

В 1898 году в Екатеринбурге были организованы Епархиальные педагогические курсы, торжественное открытие которых состоялось 16 июня в зале Епархиального женского училища. Отец Петр был назначен на курсах учителем пения. А в октябре того же года он стал заведующим женской школы во имя праведного Симеона Верхотурского, открытой в Екатерининском приходе. В то же время здесь начала свою работу и общая школа в честь пророка Божия Илии.

В феврале 1902 года отец Петр получил назначение на служение в Николаевскую церковь Верх-Нейвинского завода Екатеринбургского уезда, но уже через две недели он вновь был причислен сверх штата к Екатерининскому собору с откомандированием для служения в приписанной к нему церкви во имя Всех Святых. Церковь эта располагалась на территории Михайловского кладбища, в то время наиболее удаленного от центра города и небогатого. В небольшой Всехсвятской церкви батюшка прослужил несколько месяцев, а 16 ноября 1902 года переехал в поселок Верхне-Салдинский завод Верхотурского уезда, для служения в церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Именно в этом поселке прошла вся дальнейшая его жизнь, до самой мученической кончины в 1918 году.

Каменный Иоанно-Богословский храм, построенный в 1896 году, удивлял красотой своего внутреннего убранства. Дубовые иконостасы центрального и боковых приделов были украшены художественной резьбой из липы и изящными колоннами, стены покрыты великолепными росписями и орнаментами художника В. Звездина.

В сентябре 1909 года отец Петр был назначен настоятелем этого храма, и вскоре награжден камилавкой. Незадолго до революции он стал также членом Нижне-Салдинского Миссионерского комитета Верхотурского уезда.

Наступил 1917 год — переломный в истории России. Приблизительно через месяц после Октябрьского переворота в Верхне-Салдинском заводе был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; в январе 1918 года — национализирован металлургический завод. Весной того же года в заводском поселке началось ускоренное формирование красногвардейских отрядов, их обучение проводилось на центральной площади. Впоследствии часть их влилась в прославившийся своими зверствами 1-й Крестьянский коммунистический полк, переименованный в декабре 1918 года в полк Красных орлов.

В мае 1918 года произошло выступление против советской власти Чехословацкого корпуса, после чего гражданская война охватила практически весь Урал. Чехословаки двинулись в двух направлениях: на Омск и на Екатеринбург. 12/25 июля они вступили в столицу Урала. В сентябре начались бои за Нижний Тагил, положение красных становилось все хуже.

Хотя боев в Верхне- и Нижне-Салдинских заводах не было, обстановку в этих поселках можно было назвать военной: через них, в особенности через Нижне-Салдинский завод, непрестанно проходили воинские части. В сентябре отступал через этот поселок 1-й Крестьянский коммунистический полк. Вот как описывал это время бывший боец полка, а впоследствии маршал Советского Союза, Ф. И. Голиков: «Несколько суток стоим в Нижней Салде. Белые ведут себя тихо. <…> Нижняя Салда — большой заводской поселок. На главной улице есть даже деревянный тротуар. Полк пополняется. Прибыли две роты китайских добровольцев, а на станции Ясашная влился в наш полк добровольческий отряд тов[арища] Павлова. Сил у нас теперь больше и настроение лучше. Вчера состоялась полковая партийная конференция. Говорили о задачах полка и выбрали руководство партколлектива»[3]. Описание вполне прозаическое, нет в нем ничего необычного или настораживающего, однако, видимо, именно в эти «несколько суток» на станции Нижняя Салда, являвшейся тогда тупиковой, красными были совершены зверские расправы над мирным населением. При спешном отступлении 1-го Крестьянского коммунистического полка под натиском белых, по воспоминаниям старожилов, его бойцами было расстреляно множество людей, которые сочувствовали белогвардейским войскам, в том числе священнослужителей, взятых в заложники из различных мест губернии.

В это же время, без суда и следствия, лишенные христианского напутствия, вместе встретили свою смерть от рук красноармейцев и священники Верхне-Салдинского завода отец Петр Дьяконов и отец Алексий Кузнецов. Они были убиты 18 сентября/1 октября[4] 1918 года на самой окраине Нижне-Салдинского завода, близ железнодорожной станции.

Только через несколько дней, 26 сентября/9 октября 1918 года, страдальцы были отпеты в Иоанно-Богословском храме поселка Верхне-Салдинский завод и преданы христианскому погребению. Отец Петр, пятеро расстрелянных крестьян, а также начальник Верхне-Салдинской железнодорожной станции Б. И. Лытковский, были похоронены на приходском кладбище, а отец Алексий — в церковной ограде.

Всего же с 18 сентября/1 октября по 26 сентября/9 октября 1918 года, только согласно данным метрической книги, красными было расстреляно около тридцати жителей Верхне-Салдинской волости, младшему из которых — Михаилу Пантелееву — исполнилось лишь четырнадцать лет…

Когда последний красноармейский отряд покинул район, многие жители поселка хлебом-солью встречали отряды Белой армии, духовенство вышло из церкви с иконами, с колокольни раздавался торжественный звон. В Иоанно-Богословском храме был отслужен благодарственный молебен. Началось расследование злодеяний красноармейцев. По воспоминаниям современников, на месте убийства сотен людей близ железнодорожной станции Нижняя Салда открывалось ужасающее зрелище: смешанная с кровью земля, отрубленные головы… После проведения расследования на месте этого массового захоронения был установлен поклонный деревянный крест.

Через год, летом 1919 года, этот район был снова занят частями Красной армии. На месте расстрела устроили скотобойню, и лишь спустя восемьдесят семь лет там вновь был установлен поклонный крест, совершена панихида по невинно убитым.

Священномученик Петр Дьяконов прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии 17 июля 2002 года. В 2010 году его имя включено в Собор Екатеринбургских святых.

 

Источники

ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 93; Оп. 20. Д. 50.

Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.

ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.

Васильева Е. А. Святые Петр и Алексий Верхнесалдинские. // Православие на Урале: вехи истории: материалы второй Межрегиональной научно-практической конференции / отв. ред. А. В. Печорин. — Екатеринбург: изд-во Уральского Церковно-исторического общества, 2013. С. 33— 43.

Верхняя Салда. Екатеринбург, 1998.

Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.

Манькова И. Л. Храм в сердце и памяти: очерки истории Екатеринбургского Екатерининского собора. Екатеринбург: Академкнига, 2000.

Нижняя Салда. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.

Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1887. № 29; 1891. № 19; 1897. № 9; 1898. № 17; 1902. № 5–7, 23; 1909. № 39.

 

18 сентября/1 октября

Священномученик Алексий Кузнецов

(последнее место служения — Иоанно-Богословская церковь Верхне-Салдинского завода)

 

Священномученик Алексий Кузнецов родился в 1873 году[5], окончил учительскую семинарию[6] и первоначально занимался преподавательской деятельностью в народном училище села Горбуновского Камышловского уезда. В феврале 1898 года он был рукоположен в сан диакона Преосвященным Христофором[81], епископом Екатеринбургским и Ирбитским, и направлен для служения в Выйско-Николаевский собор Нижне-Тагильского завода.

Этот храм был построен в первой половине XIX века в память одного из членов известной на Урале семьи горнозаводчиков — Николая Никитича Демидова. Идея возведения храма принадлежала его сыновьям; впоследствии Выйско-Николаевский собор стал фамильной усыпальницей Демидовых. В нижней церкви, освященной во имя преподобного Феодора Сикеота, находились роскошные мраморные надгробия, над погребениями некоторых представителей рода Демидовых были установлены бронзовые памятники, а их гробницы обнесены изящными бронзовыми решетками. В соборе хранилась написанная святителем Димитрием Ростовским икона Божией Матери, которой он благословил основателей рода Демидовых — Никиту и Акинфия — при их отъезде на Урал в 1702 году. В специальных витринах в храме помещались личные вещи членов семьи[7]. Великолепный по внутреннему убранству и внешнему оформлению Выйско-Никольский храм был одной из главных достопримечательностей города.

Во время служения в Выйско-Никольском храме отец Алексий преподавал в церковно-приходской школе этого храма. В отчете Екатеринбургского епархиального наблюдателя о состоянии церковных школ епархии за 1900–1901 учебный год эта школа была отмечена в числе лучших по успешности преподавания в ней, а имя диакона Алексия Кузнецова числилось в списке учителей, которые отличались «особенною преданностью школьному делу и опытностью и наиболее успешною деятельностью»[8].

В сентябре 1909 года отец Алексий был удостоен Высокопреосвященнейшим Владимиром[21], архиепископом Екатеринбургским и Ирбитским, рукоположения в священнический сан с определением для служения на второе священническое место к Иоанно-Богословской церкви Верхне-Салдинского завода. С этого времени до своей мученической кончины отец Алексий совершал служение в этом храме, настоятелем в котором был другой будущий священномученик — отец Петр Дьяконов.

Верхне-Салдинский чугуноплавильный завод был основан в 1778 году. Первоначально все население его было приписано к приходу Свято-Никольской церкви поселка Нижне-Салдинский завод, однако в 1836 году, после переноса Никольской церкви в Верхнюю Салду и освящения ее в честь святого апостола Иоанна Богослова, приход стал самостоятельным. Спустя полвека эта деревянная церковь, расположенная в центре поселка, перестала вмещать всех прихожан, и в Верхне-Салдинском заводе был построен новый каменный собор в честь святого Евангелиста Иоанна. Один из его приделов был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а второй — во имя Сретения Господня. Весь храм был великолепно расписан художником В. Звездиным, а иконостас украшала художественная резьба. Снаружи церковь была окружена гранитным парапетом с изящной металлической решеткой. Этот храм славился своими колокольными звонами, послушать которые приезжали жители из окрестных деревень и даже из Нижнего Тагила.

С 1864 года в Верхне-Салдинском и Нижне-Салдинском заводах ежегодно совершался торжественный крестный ход 8–9 мая — в дни праздников в честь апостола Иоанна Богослова и перенесения мощей святителя Николая Чудотворца. Он был установлен после того, как в 1864 году в день святителя Николая, 9 мая, в Нижне-Салдинском заводе случился сильный пожар, уничтоживший половину домов поселка. Причиной пожара было пьянство, поэтому после него жители обоих поселков дали обет не пить вина в этот праздник и соблюдали свой обет в течение многих лет. Они старались закончить к этому дню все посевные работы и даже шили специальные рубахи: прихожане Верхне-Салдинского храма во имя апостола Иоанна Богослова — малиновые, а прихожане Нижне-Салдинской церкви во имя святителя Николая Чудотворца — белые. Крестный ход совершался с иконами и хоругвями из одного поселка в другой, что очень породнило две Салды. В этих крестных ходах всегда принимали участие и клирики Иоанно-Богословской церкви, в том числе и отец Алексий.

В 1914 году ко дню Святой Пасхи «за ревностное и полезное служение Церкви Божией»[9] отец Алексий был награжден набедренником. В эти годы он состоял членом Нижне-Салдинского Миссионерского комитета Верхотурского уезда. В селе было много сектантов и раскольников, и поэтому, видимо,  там был создан особый Миссионерский комитет. Согласно определению Святейшего Синода от 10 декабря 1828 года, миссионерские комитеты образовывались «в тех епархиях, где находятся в большом числе жители, частию вступившие в Православие из другой религии, но колеблемые в оном лжеучителями, частию остающиеся в неверии, для утверждения первых в Православии, а из прочих для обращения в оное»[10]. Как говорилось в «Инструкции миссионерам», перед началом своего служения они должны были «приготовить себя к предлежащему подвигу постом и молитвою»[11]. В их обязанности входило проповедование иноверцам Слова Божия, проведение простых, доступных для них бесед, приспособленных «к понятию о христианской вере и жизни сообразно с младенческим их еще в оной возрастом»[12], совершение над желающими Таинства святого Крещения, посещение их домов «со Святым и Животворящим Крестом и святою водою»[13]. При этом, отмечалось в инструкции, миссионер должен был тщательно вникать «в образ жизни их относительно к православной вере» и в простой беседе убеждать их соблюдать правила Святой Православной Церкви, «коей они делаются сынами по восприятии Святого Крещения». Если же находились «упорствующие в заблуждениях язычества», то их он должен был «увещавать с кротостию и терпением, излагая суетность их языческих обычаев и внушая спасительный страх Суда Божия на отступающих от христианской веры»[14]. Очевидно, что для исполнения столь ответственной должности старались избирать священнослужителей, обладавших особой ревностью к вере, имевших безупречную нравственность и отличавшихся рассудительностью, поэтому участие в работе Нижне-Салдинского миссионерского комитета, несомненно, свидетельствовало о высоких духовных качествах отца Алексия.

Наступил 1917 год. Примерно через месяц после установления в Петрограде советской власти в Верхне-Салдинском заводе был создан Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, а вскоре были организованы также Социалистический Союз рабочей молодежи и Союз учащейся молодежи. В самом начале 1918 года был национализирован металлургический завод.

С болью в сердце смотрели отец Алексий и отец Петр на происходившие перемены. Видя отступление многих своих прихожан, в том числе молодежи, от Святой Церкви, не могли не возносить они молитв пред престолом Господним о заблудших односельчанах.

А тем временем выход России из Первой мировой войны, национализация собственности, разгон большевиками Учредительного собрания резко обострили обстановку в стране. В мае на Урале началось выступление Чехословацкого корпуса, к чехословакам примкнули все, кто был не согласен с советской властью. 14/27 мая чешские войска захватили железнодорожный узел «Челябинск», откуда двинулись в двух направлениях: на Екатеринбург и на Омск. Одно за другим вспыхивали крестьянские восстания против советской власти. В связи с нарастающей напряженностью в Верхне-Салдинском заводе началось формирование красногвардейских отрядов. Рабочие и крестьяне обучались военному делу под руководством бывших армейских офицеров. На первом этапе для их вооружения было изготовлено двести деревянных винтовок. Для покрытия расходов по содержанию этих отрядов Верхне-Салдинский совет конфисковал у местных предпринимателей часть личных вещей: полушубки, бушлаты, сукно и даже головные уборы; местные коммерсанты были обложены контрибуцией в сто семьдесят тысяч рублей, которую внесли наличными. В апреле-мае 1918 года первые красногвардейские отряды салдинцев были отправлены на борьбу с атаманом Дутовым и чехословаками, участвовали они и в подавлении июньского восстания в Невьянске. Однако 12/25 июля чехословацкие и казачьи войска уже овладели столицей Урала — Екатеринбургом, красные отступали в направлении Нижнего Тагила, фронт все более и более приближался к Верхне-Салдинскому и Нижне-Салдинскому заводам. Сформированные ускоренными темпами верхнесалдинские отряды вошли в полки 3-й армии, в том числе, в 1-й Крестьянский коммунистический полк. В сентябре чехословаки повели решительное наступление в Тагильском направлении.

Боев в Верхне-Салдинском и Нижне-Салдинском заводах не было, однако через эти поселки, в особенности через Нижне-Салдинский завод, во множестве проходили отступавшие красноармейские войска. В конце сентября проходил через нее и 1-й Крестьянский коммунистический полк. В это время на окраине, близ тупиковой железнодорожной станции, красными было расстреляно множество заложников, в том числе священно- и церковнослужителей, тела которых закапывались там же. 18 сентября/1 октября 1918 года[15] недалеко от станции Нижняя Салда приняли мученическую кончину от рук красноармейцев и верхнесалдинские священники: отец Алексий Кузнецов и отец Петр Дьяконов. По воспоминаниям современников, жестокость красных была ужасающей. Когда после их отступления на это место пришли жители, то увидели страшную картину: отрубленные головы, изуродованные тела, кругом кровь, перемешанная с землей…

26 сентября/9 октября, в день преставления святого Иоанна Богослова, священники вместе с другими убиенными за веру поселянами были отпеты и преданы христианскому погребению: останки отца Алексия — в церковной ограде, а отца Петра — на приходском кладбище.

А уже на следующий день в Нижне-Салдинский завод вошли белые. Большинство жителей встречали их торжественно и радостно — как освободителей. В заводской поселок словно вернулось дореволюционное время: вновь была объявлена частная собственность на заводы и землю, восстановлено земское самоуправление, все постановления Советов признаны недействительными. Начала свою работу следственная комиссия, собиравшая сведения о красном терроре, на месте захоронения жертв большевиков, у станции Нижняя Салда, установили поклонный деревянный крест.

В 2002 году священномученик Алексий Кузнецов прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской от Екатеринбургской епархии. В 2010 году его имя включено в Собор Екатеринбургских святых.

 

Источники

ГАСО. Ф. 6. Оп. 20. Д. 50.

Помянник 1919 года. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. Л. 50.

ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.

Верхняя Салда. Екатеринбург, 1998.

Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург: Издательский отдел Екатеринбургской епархии, 2008.

Клат С. А. Выйско-Никольская церковь в Нижнем Тагиле — фамильная усыпальница Демидовых: история создания и разрушения. Екатеринбург, 2003.

Нижняя Салда. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.

Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1915 год. Екатеринбург, 1915.

Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1898. № 6; 1902. № 7; 1909. № 39; 1914. № 12.

 

Жития святых Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург, 2008

 



[1] ГАСО. Ф. 6. Оп. 4. Д. 93. Л. 10.

[2] Первая Вознесенская церковь находилась рядом с тем местом, где впоследствии, через сто пятьдесят лет, совершилось кровавое злодеяние — убийство Императора Николая II и его Семьи.

[3] Нижняя Салда. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. С. 159.

[4] Дата приводится на основании данных Помянника и документов из фонда Екатеринбургского губернского комитета РКП(б), находящихся на хранении в ЦДООСО (Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Л. 132). В метрической книге Иоанно-Богословской церкви Верхне-Тагильского завода за 1918 год указывается другое число — 20 сентября/3 октября (ГАСО. Ф. 6. Оп. 20. Д. 50. Л. 210 об., 211).

[5] Возможно, в 1872 году. Данные приводятся на основании сведений из «Справочной книжки Екатеринбургской епархии на 1915 год», в которой указан возраст священномученика.

[6] Учительские семинарии — трех- и четырехгодичные средние педагогические учебные заведения для подготовки учителей начальных школ. Получили распространение в России с 1860-х годов. После 1917 года преобразованы в трехгодичные педагогические курсы.

[7] Трудно переоценить роль Демидовых в развитии горнозаводской промышленности Урала. Кроме того, среди них были и выдающиеся благотворители. Некоторые члены семьи оказали большое влияние на развитие образования и научной деятельности на Урале.

[8] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1902. № 7. С. 157.

[9] Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1914. № 12. С. 113.

[10] Цит. по: Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания / сост.Т. Барсов. Спб., 1885. Т. 1. С. 231.

[11] Сборник… постановлений… С. 233.

[12] Сборник… постановлений… С. 235.

[13] Сборник… постановлений… С. 235.

[14] Сборник… постановлений… С. 235–236.

[15] Дата приводится на основании данных Помянника и документов из фонда Екатеринбургского губернского комитета РКП(б), находящихся на хранении в ЦДООСО (Ф. 76. Оп. 1. Д. 780. Л. 132). В метрической книге Иоанно-Богословской церкви Верхне-Тагильского завода за 1918 год указывается другое число — 20 сентября/3 октября (ГАСО. Ф. 6. Оп. 20. Д. 50. Л. 211 об., 212).