По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

15 августа 2013

19 августа празднуется Преображение Господне

У возведенных на Фавор учеников действием Божества открылись духовные очи, и они смогли созерцать Божественный Свет. По мысли святителя Григория Паламы, Фаворский Свет — это «Слава Божия» и «Царство Божие», в нем апостолам была открыта «тайна восьмого дня», тайна того светоносного «града» — Нового Иерусалима, о котором свидетельствует Апокалипсис. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

В евангельском повествовании Преображение имело еще одно значение: оно должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти. Об этом поется в кондаке Преображению: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние».

Кроме того, Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Образ этого стремления показал Сам Господь на Фаворе в Своей молитве. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный Свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом. Потому христианину, желающему удостоиться своего «личного Фавора», надлежит постоянно упражняться в молитве и добродетели, отвращаясь от земных помыслов и устремляя свой ум, свою любовь к Богу. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно — важнейший момент христианского учения о человеке. Обожение — условие, предварение спасения, поэтому Преображение — залог Воскресения.

Глубокий назидательный смысл Преображения содержится в отдельных его символах. Высота горы Фавор означает, по блаженному Феофилакту, возвышенность духа над земными привязанностями, без чего созерцание небесного невозможно. Сама гора знаменует необходимость двух подвигов — богомыслия и труда, без чего невозможно взойти на высоту: богомыслие возносит ум вверх, труд же способствует смирению. Гора указывает также на уединение и безмолвие, благоприятствующие молитве. Многое значит

и само название горы, которую Господь избрал для свершения Преображения: Фавор в переводе означает «чертог чистоты и света». Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очищение покаянием.

В Преображении глас с неба не другое что изрек, как «Того послушайте». Отчего же так? Оттого, что здесь перед глазами представлен был и плод послушания. Отец Небесный говорил как бы: хотите достигнуть этого? Слушайте же, что Он будет внушать и заповедовать вам. И если пойдете путем Его, то несомненно вступите в область света, который будет обнимать вас не со вне, а изнутри исходить, и всегда держать вас в таком состоянии, что все кости ваши будут изрекать: добро нам так быть. Вас преисполнит свет отрады, свет благонастроения, свет ведения; все печали мимо идут, настроения страстей исчезнут, ложь и заблуждения рассеются. Станете на земле небесными, из земнородных — благородными, из бренных — вечноблаженными. Тогда все будет ваше, потому что вы сами станете Христовыми. Любящий Христа Господа возлюблен бывает Отцом Небесным, и Оба к нему приходят, и обитель у него творят. Вот и свет Преображения!

Святитель Феофан Затворник

Обычай освящения плодов в день Преображения замечательно описывается И.С. Шмелевым его книге «Лето Господне»

Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблочки, просвирки, яблоки. Наши корзины на амвоне, «обкадятся», — сказал мне Горкин … В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде, даже на клиросе, присунуты даже на хоругвях. Необыкновенно, весело — будто гости, и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!». И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение.

В праздник Преображения Господня отмечают свой престольный праздник: Преображенский храм на Уктусе в Екатеринбурге, Преображенский храм Свято-Николаевского монастыря в Верхотурье; 10-летие со дня освящение празднует Преображенская часовня на Северском трубном заводе в г. Полевском.