– Тема нашей беседы – 400-летие Дома Романовых.
– Это тема не просто историческая – она связана с нашей повседневной жизнью. Мне самому пришлось столкнуться с этой темой в связи с обязанностями по окормлению общеобразовательных школ. В этом году очень успешно прошла в нашей епархии Всероссийская интеллектуальная олимпиада «Наше наследие». Финал для 5–7-х классов прошел в Екатеринбурге. Его проводили вместе с Уральским горным университетом, участвовало еще несколько общественных организаций. В частности, общественная организация «Семья Дмитрия Солунского», активно помогало Правительство Свердловской области, и Лицей искусства имени С.П. Дягилева, где я преподаю последние 9 лет, активно участвовал в этом проекте. Темой олимпиады было 400-летие Дома Романовых. Мы много разговаривали с ребятами по вопросам, связанным с династией Романовых. Наше Отечество чуть больше 300 развивалось под водительством династии Романовых и менее 100 лет без нее – новое советское государство строилось совсем по другим принципам. Но все же многим из того, что мы сейчас имеем, мы обязаны предыдущим векам, и, в частности, очень многое для нашей страны зависело от того, как ею управляли последние 300 лет до октябрьского переворота 1917 года.
Мы живем в то время, когда есть возможность изучать архивные документы, реальные исторические документы, которые напрямую связаны с тем временем. Многие документы попадают нам в руки после многих лет запрета на исследования, и мы совсем по-другому можем взглянуть на те события. Особенно много вопросов связано с правлением последнего Императора династии Романовых – Николая II, которого Церковь в 2000 году прославила в лике страстотерпцев.
Вообще, это актуальная тема, поскольку без прошлого нет будущего, очень важно помнить о тех событиях и личностях, которые созидали великую Россию, и от этого будем, скорее всего, отталкиваться и в будущем, ведь перед нами по-прежнему стоит вопрос: а что для нас Россия сегодня? От сегодняшнего выбора зависит наше будущее. Какие принципы будут положены в основание нашего государства сейчас? Дискуссия общественная по этому поводу кипит, все задумываются об этом и в политическом, и в экономическом смысле, и в культурном. Очень важно, найдется ли в России XXI века место той культурной традиции, которая была в XIX, XVIII, XVII веках.
Так что очень хорошо, что в этом году мы имеем возможность поговорить о значении Романовых в истории нашего государства.
– Отец Андрей, я прежде хотел бы задать вопрос по истории: Вы сказали, что историю нужно изучать, – сейчас дискуссии кипят вокруг школьного учебника по истории.
– Это естественно. Когда проходит время и появляется общественная необходимость в обобщении исторического материала, который есть на сегодняшний момент, школа
должна ориентироваться на важные исторические события, и необходимо достаточно полно представить картину исторического развития страны. Останавливаясь на каких-то деталях (их очень много), надо выбрать то, что может воспринять ум учащегося, и это будет, с одной стороны, первоначальным историческим капиталом (ведь учебником никто не ограничивается, если он хочет знать историю).
Дальше идет исследовательская работа. Каждый ученик имеет сейчас доступ к огромному количеству исторической информации и может продолжать свое исследование в каком-то определенном направлении и далее предлагать свое мнение в общественной дискуссии. Мы должны договориться в государстве о том, что является ключевым в нашем историческом развитии.
Сначала историки учебником занимаются, профессионалы, затем материал выкладывается в интернете, и каждый имеет возможность высказать свою точку зрения, потом идет обобщение материала и выпуск учебника. Это нормальная профессиональная работа. Поэтому я думаю, что новый учебник не навредит нашей образовательной системе. Наоборот, он в каком-то смысле продвинет ее дальше. В конце концов, мы можем на своей истории XX века видеть, когда некоторые учебники приживаются в учебном процессе, а некоторые учебники не приживаются. Так что истерики по поводу учебника не обоснованы.
Беседовал Тимофей Обухов