Храм-символ
Храм был построен в 2000–2003 годы на месте дома, где в ночь с 16 на 17 июля 1918 года были расстреляны последний Российский Император Николай II и его Семья. Освящение храма состоялось 16 июля 2003 года. При проектировании план будущего храма был наложен на план снесенного дома Ипатьева таким образом, чтобы создать аналог помещения, где была расстреляна Царская Семья.
Храм представляет собой пятикупольное сооружение высотой 60 м и общей площадью 3000 кв. м. Архитектура выдержана в русско-византийском стиле, как строилось подавляющее большинство церквей в царствование Николая II. По замыслу архитекторов он должен символизировать связь времен, возрождение православной традиции. В комплекс входят два храма: нижний и верхний.
Верхний храм – в честь Всех святых Церкви Русской, златоглавый собор – символизирует негасимую лампаду, зажженную в память о трагических событиях, которые произошли на этом месте. Верхний храм – весьма просторная часть сооружения с обилием окон по периметру. Храм воздвигнут на возвышенности, поэтому в ясные дни его помещения обильно освещены солнцем. Внутри расположен иконостас из редкой породы белого мрамора длиной 30 м и высотой 13 м.
Нижний придел Храма-на-Крови, выполненный в очень строгом стиле, расположен в цокольной части. Он включает придел святых Царственных страстотерпцев, воздвигнутый на месте подвальной комнаты Дома Ипатьева, где были убиты святая Царская Семья и их верные слуги,. с подлинными останками конструкции ипатьевского дома. У нижнего храма расположены музей, экспонаты которого посвящены последним дням жизни семьи Романовых, зрительный зал на 160 мест.
Из придела Царственных страстотерпцев вверх поднимается шатер, который выходит в иконостас верхнего храма, где сделан проем, через который можно сверху видеть место гибели Царской Семьи.
Фасады здания храма до девяти метров отделаны гранитом красного и бордового цветов. Эта деталь – своеобразное напоминание о пролитой здесь крови. По периметру фасада размещено сорок восемь бронзовых икон наиболее почитаемых русских святых.
«Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь».
«Добром за добро воздаст любой, но христианин должен быть добрым даже к тем, кто обманывает, предает, вредит».
«То укрепит нашу веру и поможет нам верить во времена страданий и испытаний, если мы поймем, что нет ничего бесцельного, ничего случайного, ничего, созданного нам во вред, а все задумано, чтобы помочь нам стать благороднее и жить более полной, более счастливой жизнью».
«В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым».
«Чтобы взойти по великой небесной лествице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лествицы, на которую, поднимаясь наверх, будут ступать другие».
«Слова Христа – это семена, принесенные с Неба. Они посеяны в нашем мире, и сейчас растут повсюду, где распространилось православное евангельское благовестие. Жизнь каждого православного христианина – это маленький сад, где растут любовь, радость, мир, долготерпение, мягкость, доброта и другие духовные ценности».
Из дневников Императрицы
Александры Феодоровны
Царственные страстотерпцы
В 1917 году, после февральской революции и отречения от престола, бывший Российский Император Николай II и его Семья по решению Временного правительства были высланы в Тобольск.
После захвата власти большевиками и начала гражданской войны, в апреле 1918 года получено разрешение Президиума ВЦИК IV созыва о переводе Романовых в Екатеринбург, чтобы оттуда доставить их в Москву для суда над ними.
В Екатеринбурге местом заточения Николая II и его Семьи был выбран большой каменный особняк, конфискованный у инженера Николая Ипатьева. В ночь на 17 июля 1918 года в подвале этого дома Император Николай II вместе с супругой Александрой Феодоровной, детьми и приближенными были расстреляны, их тела были отвезены на заброшенный рудник Ганина яма.
Дом Ипатьева
Построенный в конце 1880-х гг. горным чиновником И. И. Редикорцевым, это был каменный двухэтажный особняк на Вознесенской горке в Екатеринбурге. С 1908 года дом находился в собственности инженера-строителя Николая Ипатьева.
В апреле 1918 года, пока Ипатьев был в отъезде, его дом был конфискован большевиками, и с 30 апреля 1918 года в нем была заточена, а в ночь на 17 июля расстреляна Царская Семья вместе с ближайшим окружением.
После Октябрьской революции дом Ипатьева в разное время занимали различные высокопоставленные чиновники и правительственные учреждения, но от этого он не переставал быть своеобразной достопримечательностью города и постоянно привлекал к себе внимание людей, вплоть до паломничества. Именно это привело к тому, что в 1977 году по рекомендации председателя КГБ Ю.В. Андропова ЦК КПСС принимает постановление о сносе дома. Официальным обоснованием стала необходимость в расширении прилегающей непосредственно к нему улицы Карла Либкнехта. 22 сентября 1977 года по указанию тогдашнего первого секретаря Свердловского обкома КПСС Б. Н. Ельцина дом был разрушен. Позднее Ельцин напишет в своих воспоминаниях: «…рано или поздно всем нам будет стыдно за это варварство. Будет стыдно, но ничего исправить уже не удастся…».
От деревянного креста – к величественному храму
Даже после разрушения ипатьевского дома паломничество к священному месту не прекратилось. С началом «перестройки» на пустыре, где некогда стоял дом Ипатьева, все чаще стали собираться верующие. Самые первые, еще стихийные, собрания разгонялись милицией, но скорее по инерции. 18 августа 1990 года на скорбном месте был установлен первый деревянный крест, спустя две недели оскверненный злоумышленниками. Появился второй; потом третий, уже металлический. 20 сентября 1990 года президиум Свердловского горсовета и исполком приняли решение об отводе земельного участка Свердловскому епархиальному управлению Русской Православной Церкви и разрешении установки на месте, где ранее стоял дом инженера Ипатьева, памятного символа. Был объявлен открытый конкурс на разработку проекта храма-памятника на месте бывшего дома Ипатьева и застройки прилегающей территории. Конкурс предполагалось завершить к дням годовщины расстрела, в июле.
В связи с августовскими событиями 1991 года проведение конкурсных мероприятий сдвинулось, хотя первые эскизы уже появились, а некоторые даже были оценены жюри. В это же время организаторами были внесены дополнительные конкурсные условия, в том числе и международный статус мероприятия. Из-за усложнения задач конкурса, объективных оценок его масштабов, особенно из-за участия зарубежных конкурсантов, сроки представления работ и, как следствие, заключения жюри постоянно откладывались. Сначала срок объявления результатов был назначен на 15 декабря 1991 года, затем перенесен на 15 марта 1992 года, а окончательно утвержден на 25 июня 1992 года. Победителем конкурса оказался курганский архитектор Константин Ефремов.
Спустя три месяца, 23 сентября 1992 года на строительстве храма архиепископом Мелхиседеком был заложен первый камень. Одновременно с закладкой первого храмового камня было совершено освящение ранее построенной деревянной часовни во имя Преподобномученицы Елисаветы Феодоровны.
Однако строительству собора по проекту Ефремова не суждено было случиться; практически сразу после закладки первого символического камня строительство прекратилось. Причиной заморозки строительства стало тяжелое экономическое положение в стране в целом и, как следствие, отсутствие денежных средств у епархии, курировавшей строительные работы.
Лишь в 2000 году, после прославления Николая II и его Семьи на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, на месте расстрела началось строительство храма. 23 сентября 2000 года прибывший на освящение строительства храма Патриарх Алексий II заложил в основание храма капсулу с памятной грамотой о состоявшемся освящении.
Изменился и проект будущего храма. Новый проект архитекторов В.П. Морозова, В.Ю. Грачева и главного архитектора области Г.В. Мазаева был одобрен Градостроительным советом Екатеринбурга и епархией.
Строительство храма предполагалось завершить и освятить его к 85-й годовщине гибели Семьи Романовых. Поэтому ежедневно на стройке в две смены трудилось до 300 человек.
Освящение
16 июля 2003 года состоялось торжественное освящение и открытие храма. Освящение совершили постоянные члены Священного Синода митрополиты Ювеналий и Кирилл, митрополит Воронежский Сергий и архиепископ Екатеринбургский Викентий..
Династию Романовых представляли глава Российского Императорского Дома Великая княгиня Мария Владимировна Романова и вдова племянника Николая II О. Н. Куликовская-Романова. Последняя от Дома Романовых передала в дар храму образ Божией Матери «Троеручица», привезенный из Канады, – эта чудом уцелевшая икона находилась в ипатьевском доме в дни заточения и расстрела Николая II и членов его Семьи.
В числе гостей был великий музыкант Мстислав Ростропович с супругой Галиной Вишневской. После освящения храма у его врат состоялся концерт симфонического оркестра Свердловской филармонии, оркестра Приволжско-Уральского военного округа и звонарей Екатеринбургской и Верхотурской епархии. Была исполнена увертюра П. И. Чайковского «1812-й год», дирижировал Мстислав Ростропович.
Памятник Царской семье
В ансамбль храма включен памятник Царской Семье. Это семифигурная композиция, представляющая трагический момент спуска Николая II и его Семьи в подвал ипатьевского дома на расстрел. По замыслу авторов скульпторов К.В. Грюнберга и А.Г. Мазаева, сына главного архитектора Свердловской области Г.В. Мазаева, памятник встречает каждого входящего в храм и напоминает о произошедших здесь событиях.
«Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нем никогда не может быть отчуждения».
«Еще один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких, быстро забывающихся удовольствий от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб».
«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь идет не так. Необходимы выдержка и терпение».
Из дневников Императрицы
Александры Феодоровны
«Патриаршее подворье»
Построенный и освященный вместе с храмом духовно-просветительский центр «Патриаршее подворье» включает в себя домовую церковь Святителя Николая, библиотеку «Державная», целый ряд залов и помещений для проведения различных церковных мероприятий высокого уровня.
Богослужения
Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля в Храме-на-Крови совершается Литургия в память о Царской Семье, которая завершается традиционным 25-километровым Крестным ходом к Ганиной яме. В торжественных мероприятиях принимает участие десятки тысяч верующих со всех концов России.
Великое освящение
18 апреля 2010 года Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение нижней церкви Храма-на-Крови в Екатеринбурге и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
«Нам не уйти от эмоционального переживания того, что произошло со страной, с Государем Императором, с его Семьей, с нашими новомучениками и исповедниками, с тысячами и тысячами загубленных жизней, но, устремляясь вперед, мы должны делать выводы и извлекать уроки из нашей истории. А урок заключается в следующем: золотые купола и величественные храмы не являются гарантией спасения. Они не предотвращают народ от падения. Не для того Господь провел нас этими кровавыми путями, чтобы мы вновь впадали в те же ошибки, от которых и пострадал наш народ. Сегодня мы должны помнить, что храмы и купола – это видимые знаки нашей веры, горячей веры, христианского мировоззрения, твердых убеждений и жизни в соответствии с этой верой».
«Только тогда, когда мы соединим веру с действием, мы совершим то, к чему призваны, и никакая диавольская вражья сила не способна будет поколебать ни Церковь нашу, ни Русь».
Во время своего Первосвятительского визита в мае 2013 года Предстоятель Русской Церкви вновь посетил Храм-на-Крови и обратился к священнослужителям и мирянам Екатеринбургской митрополии, собравшимся на площади перед собором, с Первосвятительским словом, сказав, в частности:
«Почему нам не удалось построить того общества, о котором мечтали люди? Почему нам не удалось добиться того самого процветания и справедливости, ради которой убили царя, а потом вздыбили страну гражданской войной?
У историков разные ответы на этот вопрос. Но есть, я думаю, самый важный ответ, который открывает нам смысл истории: невозможно строить человеческое счастье на убийствах, на лжи, на кровопролитной борьбе. Невозможно построить благополучие через кровь и ложь. Те, кто убивал здесь царскую семью, считали, что поступают праведно: «нужно стереть с лица земли эту семью, а с ней — и память о прошлой России», мол, в присутствии этих живых символов невозможно идти вперед — нужно все уничтожить, разрушить этот мир до основания, а потом построить другой, который, конечно, будет счастливым.
Мы знаем, что ничего не получилось. И мистически прозреваем, что не получилось потому, что и здесь пролилась неправедная кровь, как потом она реками проливалась на нашей земле.
Но, вспоминая прошлое, мы ведь думаем о современной жизни своей, о будущем. Так вот, почему с нами произошла такая катастрофа? Почему так много крови было пролито? Почему такие страдания принял наш народ, включая и Первую мировую войну, и революцию, и войну гражданскую, и террор, и репрессии, и затем Великую Отечественную войну? Миллионы и миллионы человеческих жизней были положены для достижения мечты, которая так и не осуществилась.
Анализируя прошлое, думая о современной жизни, простирая взгляд в будущее, мы должны сделать правильные выводы. Никогда не строй своего благополучия на неблагополучии другого человека. Это имеет отношение к нашей личной жизни. Это имеет отношение к нашей работе. Как часто мы в процессе своего карьерного роста сталкиваемся с конкурентами, которые готовы уничтожить соперников! И ведь действительно бывают случаи, когда одни физически уничтожают других, чтобы расширить себе жизненное пространство, чтобы получить больше денег и больше власти…
Мы никогда не достигнем своих целей, никогда не обретем счастья, если будем бороться за счастье ложью, лживой пропагандой, коварством и убийствами. Вот какой главный смысл открывается нам в трагедии Ипатьевского дома и того самого места, где мы сейчас стоим. Дома нет, но вместо него к небу взметнулся величественный Храм-на-Крови — как памятник тому, что здесь произошло, как памятник невинно убиенным и как некий символ и знак надежды нашего народа на возрождение, на построение действительно справедливой жизни, но без крови, без насилия, без революций, без гражданских столкновений — так, как созидали великую Россию наши благочестивые предки.
И потому молитва наша сегодня, в том числе перед Царственными страстотерпцами, — о процветании Отечества нашего, всей исторической Руси и Российской державы; о процветании Церкви нашей, носительницы того самого духовного кода нации, сохраняя который, мы сохраняем народ; о благополучии народа нашего; об укреплении веры православной; о процветании Екатеринбурга и всей земли Екатеринбургской.
Пусть Господь хранит вас, оберегая ваши умы и ваши сердца от всякой смуты, от ложно понимаемых идеалов; сделает способными различать духов (1 Кор. 12:10), отличать правду ото лжи и хранить всегда память о трагедии нашего народа для того, чтобы никогда более не повторилось разрушение Отечества».