Слово Святейшего Патриарха Кирилла при посещении монастыря Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме
18 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения закладного камня на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери в монастыре святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, после чего обратился к верующим с Первосвятительским словом.
Христос Воскресе!
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Кирилл! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемое высокое руководство области! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я с большой радостью прибыл на Екатеринбургскую землю в год, когда мы вспоминаем 400-летие Дома Романовых. Эта царская династия пришла к власти после решающей битвы за независимость нашего Отечества, которая состоялась на излете так называемого Смутного времени. Страна, по крайней мере ее значительная часть, была освобождена от иноземной оккупации, и у русского народа появилась возможность избрать законную власть. Тогда на Земском соборе был избран Михаил Федорович Романов — еще совсем молодой человек, из благочестивой, хорошо всем известной боярской семьи, который положил основу династии, правившей более 300 лет. Среди государей и государынь были выдающиеся люди, а если даже и были среди них менее удачные и менее способные к правлению, то и они служили Родине своей и народу своему.
Мы знаем, что в течение этих 300 лет из небольшого государства страна наша стала великой державой от Балтийского моря до Тихого океана. Россия, особенно в годы правления государя императора Николая II — до начала Первой мировой войны, — явила чудеса экономического, социального и политического развития. В ближайшие десятилетия Россия могла стать лидером всего мира, и происходило это без лагерей, без тюрем, без насильственной коллективизации, потому что проистекало из народного потенциала, который действительно раскрывался в те годы в России. Но мы знаем, что война, которая была направлена в первую очередь на ослабление мощи Российской державы, повлекла за собой раскол нашего общества, а затем революционные события, гражданскую войну и все тяжкие последствия, которые пережил народ наш в ХХ веке.
Мы вспоминаем также 145-летие со дня рождения государя императора Николая II и 95-летие со дня его мученической кончины. Это дает нам возможность подумать об истории нашего Отечества, о трагедии нашего народа, еще раз вспомнить о духовном подвиге государя императора Николая II и его семьи, который был явлен в принятии смерти так, как надлежит ее принять любому христианину, — в незлобии и спокойствии, в прощении врагам, в полном смирении и в предании души своей и тела своего в руки Божии. Потому и прославляем мы святого страстотерпца государя императора Николая II и его семью.
На этом месте, в Ганиной яме, где было совершено тягчайшее преступление — сокрытие останков святых страстотерпцев, — ныне воздвигнут замечательный монастырь; и в день, когда мы вспоминаем все эти события на Екатеринбургской земле, освящен фундамент храма, возводимого в честь Державной иконы Божией Матери.
Наверное, теми, кто убивал царскую семью, кто старался истребить их тела и полностью вычеркнуть все, что произошло, из истории, руководил, с одной стороны, страх, а с другой стороны — ненависть. На стороне тех людей была власть и была возможность распоряжаться судьбами, в том числе плененного государя императора и его семьи. Казалось бы, последующие десятилетия легли на память этой семьи подобно огромной бетонной плите, через которую не может прорасти зеленая трава. Многим казалось, что память о них истреблена, а если и сохраняется, то лишь в качестве предмета насмешек и поругания. Мало кто мог себе представить, что память о царской семье жива в народе и что еще в то время, когда политическая система крайне отрицательно оценивала деятельность почившего императора, началось поминовение государя и его семьи, почитание страшного Ипатьевского дома в Екатеринбурге, где произошел расстрел.
Сегодня мы видим, что народ наш с глубокой верой почитает память почившего государя и его семьи. И возникает вопрос : а как все это стало возможным? На ум приходят слова великого Пасхального песнопения — кондака Святой Пасхи: «Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову сокрушил еси силу». Господь Своим Воскресением сокрушил силу ада. А это значит, что всякое зло, которое присутствует в человеческой истории, не может одержать окончательную победу — оно уже побеждено. Победа зла, особенно в масштабах истории, — временная, скоротечная. И как явственно для всех нас свидетельствует о сокрушении адовой силы прославление царской семьи! Как удивительно пробились зеленые ростки, ростки жизни через бетонную плиту, которой пытались закрыть всякую память о тех временах в историческом сознании народа!
Для того чтобы иметь крепкую веру, нужно уметь читать историю, видеть знаки Божиего присутствия. Нам иногда кажется, что происходящее необъяснимо; люди отмахиваются от всяких попыток объяснить, в том числе, то, что произошло с нашим Отечеством в ХХ веке. Но мы, верующие люди, понимаем, что зло было наказано и разрушено именно потому, что Христос Воскресший сокрушил адову силу.
А что все это означает для нашей современной жизни? А это означает, что мы должны жить со страхом Божиим в сердце, не делать зла, не нести с собой лжи и неправды. Нам иногда кажется, что о том, что мы делаем плохого, гадкого, знаем только мы или, может быть, какой-то узкий круг людей, и никто и никогда об этом ничего не узнает. Однако опыт жизни показывает, что все становится явным, и история дает удивительно правильные оценки историческим личностям, несмотря на все попытки исказить историю.
Я очень рад видеть всех вас, мои дорогие. С особым душевным чувством я посещаю это место, где сейчас молился вместе с вами. Сегодня и завтра мы еще продолжим эти юбилейные торжества на Екатеринбургской земле. Пусть Господь хранит всех вас, укрепляя в вере православной, в чистоте жизни, в чистоте помыслов, в таком образе мысли и образе действий, которые соответствовали бы всегда Божией правде. А если что-то у кого-то не получается, если враг искушает, если кажется, что зло непобедимо, вспомните Ганину яму и вспомните удивительные слова Пасхального песнопения «адову сокрушил еси силу», и эти воспоминания, как и эти слова, помогут нам воспрять духом даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Пусть Господь хранит Отечество наше, землю Екатеринбургскую и всех вас.
Христос Воскресе!
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Храме-на-Крови в Екатеринбурге
18 мая 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Храм-на-Крови в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, в Екатеринбурге. Затем Предстоятель обратился к священнослужителям и мирянам Екатеринбургской митрополии, собравшимся на площади перед собором, с Первосвятительским словом.
Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Кирилл! Уважаемый Евгений Владимирович, губернатор Екатеринбургской земли!
Я хотел бы всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравить с этим праздничным днем. Я прибыл в Екатеринбург для того, чтобы вместе с вами на этих святых местах, отмеченных кровью страстотерпцев, новомучеников и исповедников, отметить три важные даты.
В этом году исполняется 400-летие Дома Романовых — царской династии, с которой связано усиление и возвышение России, превращение ее в великую державу. У каждого человека, тем более у правителя, есть плюсы и минусы, которые историки часто препарируют в своих научных трудах и оценивают, что человек сделал доброго, а что менее доброго, какие правильные шаги предпринял и какие ошибки совершил. То же самое делается и по отношению к любому представителю 400-летней династии Романовых.
Но, если посмотреть на результат, на то, что за эти 400 лет произошло, то мы видим, как из обычного мононационального государства с небольшим присутствием инославия и иных этносов Россия превратилась в огромную семью народов, соединенную народом русским и верой православной. Семью, в которой люди разных религий и национальностей чувствовали себя благополучно. Эта великая страна набирала огромную экономическую мощь, которая стала угрожать другим могущественным странам и силам, и в результате, как мы знаем, была развязана мировая война, вслед за которой последовало крушение Российской державы.
А почему это произошло? А потому что людям внушили, что, разрушив свою страну и убив царя, они станут счастливыми, они построят богатое и справедливое общество, где все будут равны и где все будут наслаждаться благами. Пройдя тяжелейшими десятилетиями XX века, мы знаем, что это была утопия, мечта или просто злобная пропаганда, направленная на то, чтобы разрушить основы государственной жизни великого народа.
На этом самом месте 95 лет назад были убиты государь император Николай II и его семья. А завтра мы будем праздновать 145-летие со дня рождения государя императора. Юбилейные даты, как бы смыкаясь, образуют один ряд, наполненный огромными смыслами. И один из больших вопросов, ответ на который раскрывает самый главный смысл нашей истории, заключается в следующем: а почему нам не удалось построить того общества, о котором мечтали люди? Почему нам не удалось добиться того самого процветания и справедливости, ради которой убили царя, а потом вздыбили страну гражданской войной?
У историков разные ответы на этот вопрос. Но есть, я думаю, самый важный ответ, который открывает нам смысл истории: невозможно строить человеческое счастье на убийствах, на лжи, на кровопролитной борьбе. Невозможно построить благополучие через кровь и ложь. Те, кто убивал здесь царскую семью, считали, что поступают праведно: «нужно стереть с лица земли эту семью, а с ней — и память о прошлой России», мол, в присутствии этих живых символов невозможно идти вперед — нужно все уничтожить, разрушить этот мир до основания, а потом построить другой, который, конечно, будет счастливым.
Мы знаем, что ничего не получилось. И мистически прозреваем, что не получилось потому, что и здесь пролилась неправедная кровь, как потом она реками проливалась на нашей земле.
Но, вспоминая прошлое, мы ведь думаем о современной жизни своей, о будущем. Так вот, почему с нами произошла такая катастрофа? Почему так много крови было пролито? Почему такие страдания принял наш народ, включая и Первую мировую войну, и революцию, и войну гражданскую, и террор, и репрессии, и затем Великую Отечественную войну? Миллионы и миллионы человеческих жизней были положены для достижения мечты, которая так и не осуществилась.
Анализируя прошлое, думая о современной жизни, простирая взгляд в будущее, мы должны сделать правильные выводы. Никогда не строй своего благополучия на неблагополучии другого человека. Это имеет отношение к нашей личной жизни. Это имеет отношение к нашей работе. Как часто мы в процессе своего карьерного роста сталкиваемся с конкурентами, которые готовы уничтожить соперников! И ведь действительно бывают случаи, когда одни физически уничтожают других, чтобы расширить себе жизненное пространство, чтобы получить больше денег и больше власти…
Мы никогда не достигнем своих целей, никогда не обретем счастья, если будем бороться за счастье ложью, лживой пропагандой, коварством и убийствами. Вот какой главный смысл открывается нам в трагедии Ипатьевского дома и того самого места, где мы сейчас стоим. Дома нет, но вместо него к небу взметнулся величественный Храм-на-Крови — как памятник тому, что здесь произошло, как памятник невинно убиенным и как некий символ и знак надежды нашего народа на возрождение, на построение действительно справедливой жизни, но без крови, без насилия, без революций, без гражданских столкновений — так, как созидали великую Россию наши благочестивые предки.
И потому молитва наша сегодня, в том числе перед Царственными страстотерпцами, — о процветании Отечества нашего, всей исторической Руси и Российской державы; о процветании Церкви нашей, носительницы того самого духовного кода нации, сохраняя который, мы сохраняем народ; о благополучии народа нашего; об укреплении веры православной; о процветании Екатеринбурга и всей земли Екатеринбургской.
Пусть Господь хранит вас, оберегая ваши умы и ваши сердца от всякой смуты, от ложно понимаемых идеалов; сделает способнымиразличать духов (1 Кор. 12:10), отличать правду ото лжи и хранить всегда память о трагедии нашего народа для того, чтобы никогда более не повторилось разрушение Отечества.
Пусть Господь приклонит милость Свою ко всем нам. Христос Воскресе! Христос Воскресе! Христос Воскресе!
18 мая 2013 года в духовно-просветительском центре «Патриаршее подворье», расположенном на территории Храма-на-Крови в Екатеринбурге, состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Свердловской области Е.В. Куйвашевым.
«Ваше Святейшество, хочу поблагодарить Вас за то, что при столь напряженном графике Вы нашли возможность прибыть в эти знаменательные дни в Екатеринбург — столицу Среднего Урала, — сказал Е.В. Куйвашев, приветствуя Святейшего Владыку. — Очень радостно, что сегодня, когда Вы обращались к нашим землякам, было так много людей. Ваши слова, Ваше благословление на добрые дела проникли в душу каждого уральца».
«Мы приложим все усилия для того, чтобы святыни нашего края были восстановлены», — заверил губернатор.
В ответном слове Предстоятель Русской Церкви, в частности, сказал:
«Всякий раз, когда я посещаю Екатеринбургскую землю, я получаю очень сильный духовный импульс. Это непростая земля — она полита и п?том, и кровью нашего народа. Здесь ковалась наша победа в Великой Отечественной войне, здесь произошли трагические события, связанные с жизнью последнего императора, и здесь же был воздвигнут Храм-на-Крови, который является символом возрождения нашей страны и духовности нашего народа. Поэтому Екатеринбург и Свердловская область занимают особое место в моем сердце и, я думаю, в сердце каждого россиянина.
Я очень ценю усилия, которые предпринимаются сегодня в Свердловской области, в Екатеринбурге, для восстановления храмов, для возрождения духовной жизни людей. Духовная жизнь формирует многие положительные качества в человеке. Не имея духовного стержня, невозможно любить Родину. Не имея духовного стержня, невозможно любить людей. В век интенсивного научно-технического развития, когда цивилизация становится действительно бездушной, основанной на машинах, на исключительно научной идее, — в этот момент исторического развития особенно востребовано духовное воспитание. Человек, воспитанный в высокой духовной традиции, способен отвечать и на вызовы современного технократического общества.
Я говорю об этом, потому что Екатеринбург, Свердловская область занимают особое место в жизни нашей страны. Здесь сосредоточены и наука, и производство, здесь очень большой процент людей с высшим образованием, причем тех, кто трудится по специальности, умножая богатство нашей страны; здесь высококвалифицированный рабочий класс. И поэтому хотелось бы, обращаясь к жителям Екатеринбурга и Свердловской области, сказать: благополучие, счастье, полноту жизни мы можем созидать тогда, когда будем объединять хорошее образование, трудолюбие, профессиональные навыки с сильным, развитым нравственным чувством и духовной жизнью. Вот тогда наш народ будет непобедим. Здесь, в Екатеринбурге, делается очень многое для того, чтобы было так, за что я хотел бы поблагодарить Вас и Ваших коллег».
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после всенощного бдения в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга
18 мая 2013 года, в канун недели 3-й по Пасхе, святых жен-мироносиц, Предстоятель Русской Церкви совершил всенощное бдение в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. По окончании богослужения Святейший Патриарх произнес проповедь.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Кирилл! Отцы, братья и сестры! Господин губернатор, уважаемый Евгений Владимирович!
Я хотел бы вас всех сердечно приветствовать в связи с этим воскресным вечером. Мы накануне большого праздника — это третья неделя по Пасхе, а каждое воскресенье в течение Пасхального периода считается большим праздником.
Воскресенье же, которое будет завтра, отмечено многими важными событиями. Во-первых, это память жен-мироносиц и тайных учеников Христовых Иосифа и Никодима. Мы знаем, что Иосиф и Никодим любили Господа, внимательно Его слушали, но не могли открыто исповедовать себя Его учениками. Иосиф был человеком во власти, членом Синедриона — того самого Синедриона, который осудил Спасителя на смерть, и потому открытое исповедание и признание Спасителя своим Учителем означало для него, может быть, даже саму смерть. И Никодим, тоже человек знатный, приходил к Спасителю тайно, ночью — опять-таки боялся. Вот эти двое учеников Спасителя в конце концов, после Его смерти, не убоялись: Иосиф пошел к Пилату и испросил тело Иисуса. Затем положил Его в новом гробе и обвил, вместе с Никодимом, драгоценной плащаницей.
Страх был тогда, когда жил Спаситель. Но когда завершилась Его жизнь, страх ушел. Нужно было иметь большое мужество, чтобы идти к высшему правителю и просить тело Того, Кто был распят. Но Иосиф совершил этот замечательный поступок, и мы прославляем его и другого тайного ученика — Никодима.
В нашей истории мы тоже проходили через многие испытания, через гонения, когда само исповедание Господа Учителем, Спасителем и Богом для многих означало конец карьеры, а в определенные моменты истории — конец жизни. Мы знаем, что многие люди исповедовали Господа тайно. Неизвестно, сколько их было в нашей стране, но их было очень и очень много, и когда в конце 30-х годов решили провести перепись и задать вопрос относительно принадлежности к той или иной религии, большинство назвали себя православными — подобно тому, как Иосиф отверг страх и признал себя учеником Распятого Спасителя.
Вера нашего народа, которая долгие десятилетия не могла проявляться открыто, которая оставалась в недрах, под спудом, в определенный момент времени расцвела богатым цветом. И сегодня мы переживаем особое время, когда все больше и больше людей открыто исповедуют себя учениками Господа и Спасителя. Это и люди во власти, подобно Иосифу, и знатные, подобно Никодиму, и люди разных званий и положений. Настало время, как оно настало для Иосифа и Никодима, открыто говорить о своей вере, как настало время для нашего народа открыто исповедовать свою веру, никого не стесняться, никого не бояться. Мы у себя дома, мы на своей родной земле, мы живем в православной России, и потому открытое исповедание веры является сегодня нашим долгом.
Исповедовать означает в первую очередь жить в соответствии с заповедями Христовыми. А когда сил не хватает исполнять эти заповеди, то, по крайней мере, у нас должно хватать сил на исповедание своих грехов, на понимание того, что в жизни нашей что-то происходит неверно. И тогда, корректируя свой жизненный путь, свои мысли, свои чувства, свои волевые действия, мы действительно можем стать учениками Господа и Спасителя.
Завтрашний день отмечен еще одной очень важной датой — исполняется 145 лет со дня рождения государя императора Николая II, который 95 лет тому назад здесь, в Екатеринбурге, был жестоко казнен вместе со всей своей семьей. Мы будем вспоминать и это событие, в каком-то смысле судьбоносное. Смерть царской семьи завершила целую историю царствования династии Романовых, 400-летие которой также отмечается в этом году. Тогда начался новый период, и я уже сказал о том, как этот новый период обернулся гонениями на веру и множеством тайных учеников Христа Спасителя.
Сегодня, когда Церковь наша и народ наш живут в условиях полной свободы, когда нет никаких стесняющих нас обстоятельств, когда мы действительно можем по своему свободному и разумному выбору устроять свою жизнь, мы должны помнить об уроках прошлого, мы должны призывать в молитве святых страстотерпцев, которые жизнь свою отдали со смирением и любовью к людям. И верим, что Господь по молитвам святых Царственных страстотерпцев, по молитвам мучеников и исповедников Российских приклонит милость к нам — свободным наследникам того прошлого, в котором они жили, и поможет нам обустраивать жизнь личную, семейную, общественную, государственную таким образом, чтобы величайшие духовные идеалы, провозглашенные Спасителем, утверждались в нашем народе, подлинно преобразуя изнутри жизнь каждого и все наше Отечество.
Молитвами святых страстотерпцев да поможет Господь всем нам идти по пути, который венчается Царствием Его, Божественным Царством, наступающим уже здесь, в нашей жизни, и в полной мере открывающимся нам в вечности.
Христос Воскресе!
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Диодору (Исаеву), епископу Мелекесскому и Чердаклинскому
19 мая 2013 года за Божественной литургией в соборе во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Диодора (Исаева) во епископа Мелекесского и Чердаклинского (Симбирская митрополия).
По окончании Литургии Предстоятель напутствовал епископа Диодора на служение и вручил ему архиерейский жезл.
Преосвященный епископ Диодор!
Ныне, в неделю святых жен-мироносиц, за Божественной литургией в сем новоосвященном в честь благоверного князя Александра Невского храме совершилась твоя личная Пятидесятница. Тайнодействием Небесного Утешителя Духа через возложение на твою голову архиерейских рук ты стал преемником святых апостолов и продолжателем их высокого, но вместе с тем многотрудного и жертвенного служения.
Согласно древней церковной традиции перед тем, как вступить на это поприще, тебе предстоит внять слову назидания и напутствия. Выслушай же преподаваемое наставление со вниманием, слагая его в сердце своем.
Непростое епископское послушание восприими со смирением и кротостию, уповая на Всемогущего Творца, нелицемерно и всецело следуя Его благой воле. Молитвой за себя и за свою паству, постоянным духовным бодрствованием, ревностью и терпением, чистотой помыслов и дел возгревай дар Божий, который в тебе через наше рукоположение (см. 2 Тим. 1:6).
Ответственность, принятая тобою сегодня, поистине велика, ибо твоим заботам поручаются бессмертные души людей, за которые взыщет с тебя Судия всех — Бог, не взирающий на лице человека (см. Гал. 2:6). Потому стремись безукоризненно проходить открывающееся перед тобой поприще, ибо много тебе вверено и много с тебя спросится (см. Лк. 12:48).
Отныне ты призван жить не своей жизнью, но жизнью паствы, разделяя как ее радости и успехи, так и все ее тяготы и печали. По завету апостола Павла, внимай себе и всему стаду (см. Деян. 20:28). Неусыпно следи за каждым своим словом и поступком, дабы ни для кого не явиться соблазном и никого не отвратить от веры. Тебе надлежит личным благочестивым примером, деятельной любовью свидетельствовать ближним и дальним о победившем смерть Господе, обращать к Нему сердца тех, кто находится вне церковной ограды. Посему, продолжая апостольские труды, будь учителем и проповедником не только для духовенства и мирян, но и для внешних. Неустанно возвещая «Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1), ты исполнишь повеление, данное Христом Своим ученикам (см. Мф. 28:19) и умножишь число спасаемых.
Согласно решению Священного Синода тебе предстоит нести епископское служение в родном для тебя Симбирском крае, где в минувшие годы ты с усердием исполнял различные церковные послушания. Приобретенный тобою немалый опыт, хорошее знание местных реалий весьма помогут тебе организовывать полнокровную жизнь в новообразованной Мелекесской епархии.
Святитель Иоанн Златоуст учит, что тот, кому вверено Тело Христово — Церковь, «должен содержать его в наилучшем благосостоянии и превосходной красоте, наблюдать, чтобы какая-нибудь скверна или порок или что-нибудь из таких пятен не повредили ее красоты и благолепия» (О священстве, слово 4-е). Особое твое внимание хочу обратить на необходимость правильного устроения епархиальной деятельности. Ориентирами для тебя да будут указания наших Соборов, принявших в последнее время немало важных решений, разработавших правила, соответствующие современным потребностям и условиям, в которых Церковь осуществляет свою миссию.
Сегодня, в информационную эпоху, человек особенно подвержен влиянию извне. И это воздействие зачастую является негативным и ведет к разрушению личности. Люди, погруженные в пучину каждодневных забот, забывают о Боге, не задумываются о цели своего существования, проводя всю свою жизнь в земных хлопотах и концентрируясь лишь на получении материальных благ. Чтобы помочь им обрести подлинный смысл бытия, уберечь от соблазнов, Церковь призвана возвышать свой голос среди мирской суеты, неустанно возвещать правду Божию, приобщая людей ко Христу.
В настоящее время весьма важно всесторонне развивать приходскую работу. При наших храмах должны организовываться духовные центры, где верующие разного возраста собирались бы после богослужения или в иные дни, вместе изучали Священное Писание, историю Церкви и иные науки, знакомились, общались друг с другом, поддерживали друг друга и сознавали себя единой общиной, собранной вокруг Престола Господня.
Одним из важнейших направлений своего служения почитай развитие системы религиозного образования и катехизации, которая должна стать добрым подспорьем в деле христианского просвещения наших современников. Налаживая работу воскресных школ, организуя различные просветительские и миссионерские проекты, ты будешь воспитывать в людях сознательное отношение к вере, утверждать их в церковном учении и благочестии.
Православные общины, объединенные верой, молитвой, участием в Таинствах, призваны являть окружающим образец подлинной евангельской любви, убедительным свидетельством которой являются дела милосердия. Посему неустанно напоминай пасомым о необходимости со вниманием и участием относиться к своим братьям и сестрам во Христе, в особенности же к нуждающимся в помощи, в утешении и в поддержке. И сам в своем служении не забывай о больных, одиноких, престарелых, лишенных крова.
Совершая многообразные труды на пользу местной церкви, ты не сможешь обойтись без соработников на ниве Божией. Проявляй сугубое попечение о подготовке достойных пастырей, способных разделить с тобой все тяготы служения и правильно руководствовать верных ко спасению. Радея о пополнении епархиального клира, преподавая благодать Духа в Таинстве священства, будь осмотрителен и рассудителен. Никогда не спеши, испытывай тех, на кого предстоит возложить руку. По слову апостола, ничего не делай по пристрастию и рук поспешно не возлагай ни на кого (1 Тим. 5:21-22). Личным примером утверждай духовенство в верности своему званию и избранию (см. 2 Пет. 1:10), неустанно свидетельствуй ему о важности и необходимости развития всех сторон приходской жизни, советуйся с главой Симбирской митрополии Преосвященным митрополитом Проклом, который участвовал ныне в твоей хиротонии и является твоим духовным наставником и отцом.
С таким напутствием прими сей жезл — видимый знак апостольского преемства и епископской власти, символ высоты принятого тобою сана и возложенного на тебя бремени ответственности. Воскресший Господь да укрепит тебя на архипастырском пути и да соделает твое служение плодоносным и спасительным для тебя и окормляемых тобою словесных овец.
Теперь же благослови предстоящих людей, принявших молитвенное соучастие в твоем рукоположении. Аминь.
Проповедь Предстоятеля Русской Церкви после Литургии в неделю жен-мироносиц в Ново-Тихвинском монастыре г. Екатеринбурга
19 мая 2013 года, в неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения отреставрированного собора во имя святого благоверного князя Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге и Божественную литургию в новоосвященном храме.
По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой владыка Кирилл! Многочтимая матушка Домника! Высокие руководители Екатеринбургского края! Дорогие отцы, братья и сестры!
Я всех вас сердечно приветствую и поздравляю с воскресным днем, с днем памяти жен-мироносиц, святого Иова Многострадального и с освящением главного храма Ново-Тихвинского монастыря.
Сегодня особый день — день память святых жен-мироносиц. Мы знаем, что эти женщины сопутствовали Спасителю вместе с апостолами. Наверное, они помогали нести какие-то бремена по бытовому устроению апостольской семьи. Но что самое примечательное и важное, почему Церковь так прославляет жен-мироносиц? Потому что, когда наступили страшные моменты, связанные с истязаниями и распятием Спасителя, апостолы в страхе разбежались. Те, к кому Он адресовал все Свои слова, те, кто был свидетелем Его величайших чудес, включая воскрешение четверодневного Лазаря, — все в страхе разбежались. Животный, инстинктивный страх за свою жизнь затмил все. Они забыли о верности и преданности, они забыли о тех словах, которые они обращали к Спасителю, а Петр, который клялся в верности, трижды отрекся от Спасителя — все из-за того же страха. А слабые жены-мироносицы — те, кто все время пребывали в тени, про кого Евангелие почти ничего не говорит, — остались вместе со Спасителем. Они поднимались вместе с Ним на Голгофу, они стояли у Его креста, и никакой страх преследования, никакой страх смерти не мог разрушить их любовь к Спасителю и их преданность Ему.
Мы имеем и другой пример удивительной преданности жен-мироносиц. Это послереволюционная история нашего Отечества, когда начались гонения на Церковь, когда открытое исповедание веры соединялось с угрозой смерти или заточения. Вы, матушка, только что рассказали, как многие жители Екатеринбурга были готовы растерзать царскую семью, расстрелять из пушки дом, где она находилась, так что даже гонителям, арестовавшим государя, приходилось скрывать его от этой человеческой ненависти. Наверное, как страшно было проявлять чувство солидарности и поддержки! И ведь рядом не было никого — только сестры Ново-Тихвинского монастыря, которые приносили пищу, проявляли заботу, подвергая себя смертельной опасности, и в конце концов, как известно, погибли за эту преданность и веру.
В последующие годы сильные мужчины, получавшие образование и делавшие карьеру, боялись — боялись, даже сохраняя в сердце веру, присутствовать на крещении своих детей; боялись лоб перекрестить, хотя в глубине души оставались верующими. Кто же сохранил веру в нашей стране? Жены-мироносицы, наши матери и бабушки, те самые, которые ничего не боялись. Их вызывали и говорили: «лишим пенсии». Но это их не пугало, хотя ничтожная пенсия была для них единственным средством к существованию. Говорили: «выкинем из квартиры» — не боялись, хотя ничего, кроме маленькой комнаты в коммунальной квартире, у них не было. Именно они крестили наш народ, именно они сохранили преемственность от тех славных времен расцвета Русской Церкви до того времени, когда исповедовать Христа уже стало нестрашно. Жены-мироносицы земли нашей пронесли эту веру.
До сих пор, встречаясь с людьми среднего и старшего возраста, которые ныне ходят в храм, исповедуют православную веру, спрашиваешь: «А как было в вашей семье? Откуда в вас эта вера?» — И ответ обычно такой: «Да мы росли безбожниками, и только бабушка напоминала нам о вере. Она нас тайно отнесла крестить, и потому мы стали крещеными». Этот подвиг верности наших российских жен-мироносиц и содействовал тому, что, когда наступил час и время пробуждения, было кому пробуждаться и было кому возрождать веру.
Мы празднуем сегодня память святого Иова Многострадального. Промыслительно, что именно в этот день 145 лет назад родился император Николай II. Поразительно, что день его рождения совпал с памятью Иова Многострадального. Этот ветхозаветный святой был богатым человеком, но Господь попустил, чтобы диавол сокрушил все его богатство, чтобы он потерял все — и деньги, и положение, и дом, и семью, и друзей, и оказался на гноище, на свалке. Искушая его, диавол говорил: «Ну, где же твой Бог? Ведь Он тебе не помог, Он не помог тебе сохранить твои деньги, твою власть, твое положение, твои красивые одежды, твой дом, — ты на свалке жизни, все закончено». Какую же огромную веру нужно было иметь, чтобы не поддаться этим лживым словам, этому внушению, чтобы остаться преданным и верным Господу!
Иногда люди, которые помогают Церкви, а потом вдруг сталкиваются с какими-то материальными неудачами, приходят с недоумением и спрашивают: «как же так — Церкви помогал, а чего-то лишился, дело пошло не лучше, а хуже?» Таких людей порой трудно убедить, что вера — это не лотерея, это не выигрыш билета, который моментально и навсегда дает благополучие. Вера — это жизнь с Богом, а Бог проводит через радости и скорби, иногда испытывая нашу веру, и, наверное, каждый в глубине души, покопавшись в своей собственной истории, может сказать, что и он проходил через такое испытание.
Каким же страшным испытанием было для государя императора предательство всех, кто был рядом с ним, — генералов, министров, придворных и даже родственников! Он остался совершенно один — человек, который сделал для России столько, сколько, может быть, не сделал ни один император, потому что именно за время его царствования Россия стала великой держ