По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

Приход во имя свт. Николая, архиепископа Мирликийскаго (с. Никольское)

Другие храмы

Церковь села Никольского «Зданием каменная с такой же колокольней, ограждена каменной оградой, одноэтажная, крепка» (41).

Самостоятельный церковный приход из Никольского, Андреевки и Щербаковки образовался в 1846 году, когда 17 апреля был заложен каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца. 14 октября 1854 года (по другим данным 1852 г.), устроенный на средства местного землевладельца Андрея Григорьевича Клепинина, храм был освящен и к нему определен самостоятельный причт из священника и дьячка, но жалованье не было положено. В 1855 году, за неимением средств к содержанию причта, храм был приписан к Щелкунской Знаменской церкви. Первые известные священнослужители Никольской церкви отмечены в метрической книге Никольского села за 1855 год, это Щелкунские священно-церковно-служители: священник Попов Василий Терентьев, священник Псаломщиков Иоанн Феодоров, диакон Горных Александр Григорьев, пономарь Смородинцев Андрей.

С 1856 года по ходатайству строителя церкви помещика А.А. Клепинина от Щелкунской Знаменской церкви 2-й штат перемещен к Никольской церкви. Штат состоял из священника, диакона и псаломщика с положением от Сысертской заводской конторы жалованья: священнику 270 р., диакону и псаломщику 96 р. в год. (41, л.37). Это: священник Псаломщиков Иоанн Феодоров, диакон Горный Александр Григорьев, пономарь Кузовников Максим Ионин. Священник Псаломщиков через несколько лет менялся с Щелкунским священником Знаменским Михаилом. К приходу были приписаны деревни Ново-Боевка и Ново-Ипатово. «Так как жители двух вновь приписанных деревень числились непременными работниками Сысертских заводов, то Сысертское заводоуправление дало обязательство платить жалованье священнику по 180 р., а дьячку и пономарю по 48 руб. и хлебный провиант по 2 пуда на каждого человека в месяц, каковое обязательство и исполнялось до 1 сентября 1879 года, когда заводоуправление наделило Новоипатовских и Верх-Боевских крестьян землей» (87, с.96). Когда же приписные к заводу непременные работники, крестьяне деревни Верх-Боевки, были наделены от Сысертского заводского управления землей, то жалованье причту было прекращено — взять его было неоткуда и до 1903 года, когда была составлена сохранившаяся клировая ведомость, обязательной руги от прихожан не было  положено. Существующий добровольческий сбор хлеба был настолько мал, что его не хватало на содержание причту и на половину года, причт бедствовал. (41, л.37).

В 1867 году прибавился пономарь Григорьев Михаил, который в октябре венчался с пономарской дочерью Никольской церкви Кузовниковой Евдокией Максимовой. Её отец, пономарь Кузовников Максим Ионов – в августе утонул в Никольском пруду. А в октябре умер от горячки священник Псаломщиков Иоанн. В этом же году у диакона, Горного Александра, весьма популярного среди прихожан и довольно часто бывшего крестным младенцев местных жителей, умерла от чахотки жена Ольга Николаева. На замену священнику Псаломщикову в этом же году перемещен из села Советынского, Красноуфимского уезда священник Попов Алексей Яковлевич, который в 1872-1878 г.г. был благочинным местного церковного округа. Во время его служения в Никольском храме, по его настоянию, была построена деревянная часовня во имя Иоанна Предтечи в деревне Верх-Боевке, частью на церковные суммы и частью на пожертвования жителей Верх-Боевки. Часовня была с колокольней, на которой помещалось три небольших колокола, была покрыта железом.

В 1882 году церковным старостой был крестьянин Орлов Тимофей Андреев. Просфорней в 1882-1884 г.г. была диаконская дочь Юзефович Анна Марковна (96, с.115), ей в 1884 году попечительство отказало в пособии, так как она работала просфорней и получала за это 24 р. в год при готовой квартире с отоплением (85, с.681). В этом же году, местный епископ, ночуя в Никольском селе, написал в своем дневнике, что церковь здесь небольшая, но благоустроенная и благоукрашенная, благодаря заботам и пожертвованиям местных помещиков Клепининых. В 1883 году умер священник Алексий Попов и на его место определен священник Зеленцов Антоний Григорьев.

30 июня 1884 года землевладельцы Турчанинов, Клепинин и Злоказов отвели причту землю, из которой: пахотной 32 десятины, сенокосной 13 десятин 2200 сажен, и земля с мелким березняком 3 десятины 1400 саженей. Плана на землю никто не давал, кроме акта об отводе земли, составленного благочинным священником Константином Введенским, в середине которого рукой помещика А.А. Клепинина был начерчен не совсем правильный план, межевых знаков к 1903 году не было. Акт об отводе земли хранился в церковном архиве. Однако земля была неудобна для обработки и находилась в 12 в. от церкви.  Также в 26 июня 1884 года Клепинины пожертвовали причту усадебную землю в количестве 1728 кв. сажен, на этой земле стоят церковные причтовые дома. Акт и план на владение представлен о. Благочинным Преосвященному Нафанаилу епископу Екатеринбургскому 10 августа 1884 года. (41, л.37).

В 1887 году псаломщиком определен Пузырев Михаил, который в 1897 году переведен к ц.с. Аверинского.

В 1890 году определена просфорней к ц.с. Никольского священническая вдова Потехина Антонина (11, с.389). Работала просфорней она и в 1903 году: Просфорня вдова священника церкви села Сосновского, Шадринского уезда Потехина Антонина Иоаннова, родилась 1 февраля 1827 года. К исправлению должности просфорни определена в мае месяце 1890 г., жалованье получает от церкви 2 р. 50 к. в месяц, квартиру и дрова. Из Екатеринбургского Епархиального Попечительства получает пособие 24 р. в год. Сын её Потехин Никифор Григориев, родился 25 августа 1857 г., проживает при матери. (41, л.43об).

В 1891 году в Екатеринбургском уезде служился сильный неурожай, поэтому по всему уезду были созданы волостные Продовольственные комитеты для помощи населению уезда, соответственно в данной местности был Новоипатовский волостной Продовольственный комитет, председателем которого был Новоипатовский священник Чернавин, членом комитета состоял и Никольский священник Зеленцов Антоний.

В 1885 году церковный капитал был 2990 р. Основной причтовый капитал составился из пожертвований 1892 года по духовному завещанию умершей вдовы Клавдии Радкевич. Пожертвовано свидетельство Гос. Банка по выкупу крестьянских наделов за № 2131 в 300 рублей и 5 ½ % за вечное поминовение на Литургии ее родственников. В январе месяце 1896 года тот билет на приходе не значился и значились два непрерывно доходных билета Гос. Банка за №№ 141.409 и 41.409 на сумму 240 рублей. Обещанная Гос. Банком премия при конверсии выкупных свидетельств по 15 рублей на 100 и основного капитала 40 рублей в расходе по церковным книгам не значиться. (41, л.37). Непрерывно доходный билет из 3 ½ % за № 692 на 100 рублей пожертвован наследниками умершего священника Знаменского Михаила за вечное поминовение иерея Михаила Знаменского и его сродников. Непрерывнодоходный билет Гос. Банка из 3 ½ % на 100 рублей за № 10. 307 — пожертвован диаконом Щелкунской Знаменской церкви Пономаревым Михаилом за вечное поминовение его жены. Два 4 % билета Гос. Ренты за №№ 2269 и 0.935 пожертвованы в 1901 году помещицей Анастасией Платоновой Турчаниновой на вечное поминовение на Литургии иерея Платона раб. Елизаветы и Александры. (41).

В 1897 году к церкви определен псаломщиком – заштатный псаломщик Топорков Константин, который был почислен за штат в 1898 г., после чего на его место был определен его сын Топорков Илья.

После священника Зеленцова в Никольском селе служил священник Чернавин Митрофан, про него написано, что в 1898-1899 учебном году он нерадиво относился к своим обязанностям в Верх-Боевской школе грамоты, однако в феврале 1900 года он был награжден набедренником. Вместо Чернавина в 1900 году поступил на приход священник Сладчанский Михаил. Он утвержден законоучителем земской школы в селе Никольском 7 ноября 1900 года. Состоял заведующим церковно-приходских школ грамоты в деревне Верх-Боевке и деревни Щербаковки прихода Никольской церкви, села Никольского — с 1 сентября 1900 года.

В 1902 году, при священнике Сладчанском, в состав прихода входили: село Никольское и три деревни – Верх-Боевка, Андреевка и Щербаковка. Причта по штату было: 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик (87, с.96), но реально диаконская вакансия не была замещена по недостатку средств. Никольское село было перечислено из 6-го в 4-й благочиннический округ Екатеринбургского уезда – 19 января 1902 года (21, с.29).

В 1903 году псаломщик Топорков Илья поменялся местами с псаломщиком ц.с. Травянского, Камышловского уезда Затопляевым Стефаном. Церковным старостой в это время был состоящий в запасе Старший унтер-офицер, из крестьян деревни Верх-Боевки, Орлов Николай Тимофеев 42 лет. Утвержден указом ЕДК от 12 июля 1902 года, в должности на трехлетие с 1902 года. (41)

При церкви была библиотека, которая в 1903 году состояла преимущественно из периодических изданий духовных журналов: «Церковно-общественный вестник», «Воскресное чтение», «Душеполезное чтение», «Домашние беседы», «Троицкие листки», «Руководство сельских пастырей», «Воскресный день», «Странник», книг политических и противораскольничьих при библиотеке не было. В церковном архиве в 1903 году хранились: Описи церковного имущества и дополнительная. Опись главная скреплена Пермской Духовной консисторией мая 13 дня 1876 года, за № 1455 и дополнительно засвидетельствована благочинным священником Алексием Поповым. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Екатеринбургской Духовной консистории выданы в 1901 году за № № 12500 и 12512. Обысковая книга (о браке) за шнуром и печатью Екатеринбургской Духовной консистории, выданная в 1896 году июня 2-го дня, скреплена членом консистории священником Иоанном Корниловым, — из 200 листов 191 писаны, а ненаписанных 9 листов. Копии с метрических книг и исповедные росписи хранятся в целости. (41, л.37).

В приходе Никольского в 1904 году: В.- Боевка, Андреевка, Щербаковка и выс. Чераскульский. (91, с.96).

Из дневника путешествий Владыки в 1905 году: В приходе числится до 2500 душ. Из них на исповеди не было 150 человек. В приходе три школы, но пение слабо. Псаломщик хотя петь и умеет, но нерадив. Состояние прихожан в нравственном отношении удовлетворительно. (29, с. 393). В 1905 году священник Сладчанский почислен за штат, а в 1906 году псаломщик Затопляев перемещен в другой приход.

С 1906 года при церкви служат – священник Николай Бирюков и диакон Сартаков Григорий. Сартаков Григорий из крестьян Ново-Ипатовского села, до рукоположения в диаконы в Никольский приход служил псаломщиком в Ново-Ипатовском храме. 5 ноября 1909 года он перемещен к Николаевской церкви села Полдневского, Екатеринбургского уезда. В 1910 году вместе со священником Бирюковым служат попеременно псаломщики Алексеев Виктор и Пузырев Николай.

22 февраля 1911 года к этой церкви перемещена просфорня ц.с. Русаковского, Шадринского уезда Борецкая Екатерина, умерла просфорня Потехина Антонина (37, с.89-90).

В 1912 году с Бирюковым служил и.д. псаломщика Курицын Михаил. С 10 февраля этого же года вместо Курицына поступил на приход псаломщик Бирюков Геннадий Рафаилов. 27 января 1914 года в помощником священника был потомственный почетный гражданин Ключарев Сергий Александров (60, л.58), псаломщик Бирюков Геннадий рукоположен в сан диакона. В 1915 году священник Николай Бирюков переведен к Каменскому Преображенскому женскому монастырю, где расстрелян в 1919 году. Из студентов семинарии в приход рукоположили в сан священника Селихова Павла Иоаннова, который служил до декабря того же года. Его заменил священник Смирнов Петр, который перешел в Щелкунский приход в мае 1919 года. Диакон Бирюков Геннадий, по отсутствию священника, в 1919 и 1920 г.г., с благословения епископа Григория, погребал один. С 26 февраля 1920 г. по июль того же года священником был Ларионов Виктор. После июля записи в метрической книге прерываются на два месяца до 30 сентября, когда священником был определен Покровский Иоанн Феодоров.

24 марта 1920 года умела от тифа просфорня Бирюкова Любовь Александрова 61 года (63, л.91об-92).

В сентябре 1921 г. погребал священник Ларионов Виктор (л.61) — он погребал убитых: с. Никольского Сартакова Павла и с. Никольского Пьянкову Марину (л.60об). 28 сентября погребал священник Громогласов Петр (л.61). 20 октября 1921 г. умерла, 23-го погребена д. Щербаковки мать заведующего совхозом Михаила Ивановича Антонида, от рака (63, л.60об).

С 1923 по 1925 год в наших записях пробел, так как метрические книги Никольской церкви за этот период не сохранились. С 1926 по май 1929 года служил священник Николай Багрянский с и.д. псаломщика Геннадием Рафаиловым Бирюковым, который помогал в службе с сентября 1926 г. по январь 1927 года. В мае 1926 года служил священник Алексеев Василий. В 1928-1929 году священник Багрянский служил один, возможно, что помогающие в службе не ставили своих подписей. В апреле-марте 1929 г. служил диакон Плотников Стефан и иеромонах Маврикий. В декабре – священник М. Ишбалдиц (подписи его неразборчивы и их мало для правильного прочтения). В 1928 году книгу просматривал и оставил подпись об этом благочинный священник Сергий Надпорожский, а в 1929 г. – благочинный священник С. Иванов. На этом метрические книги Никольской церкви Никольского села кончаются и дальше информация берется из других источников.

По Лавринову, церковь закрыта в 1934 году (42, с.306). Её разрушили практически сразу же после закрытия. Храм стоял на месте, которое сейчас частично занимается школой, и каменным зданием, построенным из храмового кирпича. Когда разрушали Никольский храм, то часть кирпичей с него пустили на строительство школы, а часть на строительство здания, которое и сейчас стоит рядом со школой. Когда строили деревянную школу, то большие храмовые иконы уложили на потолок вместо досок. Тот, кто это делал, распилил одну икону Богоматери, так как она не влезала на то место, которое он ей назначил. Этого главного разрушителя церкви репрессировали первого – через два года. Школа впоследствии сгорела. Иоанно-Предтеченская деревянная часовня в д. Верх-Боевке снесена (42, с.306).

8 (906) 810-19-91 ier.mihail@yandex.ru

624027 Свердловская обл., Сысертский район, с. Никольское, ул. 1 мая, 45

Персоналии