По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
Священномученик Алексий Будрин

 

Священномученик Алексий Будрин,

протоиерей

1861–1918

 

Алексий Иванович Будрин родился 4/17 февраля 1861 г. в селе Сылвинское Кунгурского уезда Пермской губернии в семье протоиерея Иоанна Симеоновича Будрина. Окончил Пермскую духовную семинарию. В 1881 г. вступил в брак. С 6 августа 1882 г. служил диаконом, с 19 января 1883 г. иереем на различных приходах Пермской и Екатеринбургской епархий.

В 1886 г., в возрасте 25 лет, священник Алексий Будрин стал членом благочиннического совета 1-го округа города Красноуфимска, а в следующем году он был переведен для служения в этот город в церковь в честь Святых Кирилла и Мефодия при реальном училище, в котором стал преподавать Закон Божий и церковно-славянский язык. В 1887 г. на Урало-Сибирской научно-промышленной выставке это училище было награждено большой Золотой медалью.

Кроме того, священник Алексий сразу стал законоучителем и в русско-башкирской сельскохозяйственной школе, где, помимо теоретических знаний, дети приобретали и практические навыки. Вскоре он был также назначен членом Красноуфимского уездного отделения Епархиального училищного совета.

В сентябре 1890 г. священник Алексий был переведен для служения в главный храм города — Свято-Троицкий собор, а в октябре того же года назначен на должность помощника благочинного 1-го округа Красноуфимского уезда.

Не успев священник Алексий Будрин прослужить в Красноуфимске и четырех лет, как его перевели в губернский город Пермь, в Спасо-Преображенский кафедральный собор, где прошли 18 лет его жизни. Здесь также продолжилась его активная преподавательская и общественная деятельность. Он стал заведующим двумя школами при Братстве Святителя Стефана — двухклассной церковно-приходской и епархиальной псаломнической, был законоучителем в пермском епархиальном женском училище, возглавлял работу бесплатной библиотеки братства, а также руководил школой псаломщиков. В 1896 г. его назначили постоянным членом Пермского уездного отделения Епархиального училищного совета.

В июне 1896 г. священник Алексий был определен на должность ключаря Спасо-Преображенского собора: теперь он нес ответственность за сохранность всех соборных ценностей, в его обязанности входило также ведение их описи, хранение ключей от всех основных помещений, наблюдение за порядком богослужения. В период его служения в кафедральном соборе было заменено старое паникадило, некоторые стены храма расписаны фрагментами из жития святителя Стефана Пермского, были освящены два придела — во имя Пророка и Крестителя Господня Иоанна и во имя Святителя Димитрия Ростовского.

В 1896 г. к многочисленным священническим, преподавательским и иным обязанностям Алексия Иоанновича добавилось новое: указом Святейшего Синода он был утвержден в должности штатного члена Пермской Духовной консистории. На этом посту он трудился 13 лет.

В 1904 – 1907 гг. священник Алексий заведовал женской церковно-приходской школой, действовавшей при женском Успенском монастыре Перми.

В 1909 г. иерей Алексий Будрин вновь был переведен в Красноуфимск — настоятелем Свято-Троицкого собора. Одновременно он был возведен в сан протоиерея и назначен благочинным церквей градо-Красноуфимского округа и председателем Красноуфимского уездного отделения Епархиального училищного совета. В 1910 – 1912 гг. он также исполнял обязанности заведующего церковно-приходской школой и председателя Красноуфимского церковно-приходского попечительства.

 26 августа 1912 г. протоиерей Будрин был избран в члены Государственной Думы IV созыва от Пермской губернии. Он вошел в общую фракцию националистов и умеренно-правых. 12 декабря, как член Государственной Думы, он удостоился представления Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II. А в следующем, 1913 г., в дни юбилейных торжеств по случаю 300-летия царствования Дома Романовых (21 – 24 февраля) протоиерей Алексий удостоился чести лично преподнести Императору поздравление. После этого ему был пожалован особый нагрудный знак, учрежденный для лиц, приносивших Их Императорским Величествам личные верноподданнические поздравления по случаю 300-летия царствования.

Награды: набедренник, скуфья, камилавка, золотой крест, ордена святой Анны 2-й и 3-й ст. и святого Князя Владимира 4-й ст., палица.

Революция 1917 г. полностью изменила ход всей жизни Российского государства. Летом 1918 г. в Красноуфимске, как и повсюду, начался разгул беззаконий, творимых «новой властью», который вызвал волну антибольшевистских волнений. Когда же большевики объявили мобилизацию в ряды Красной армии, в селах уезда было поднято восстание, охватившее за два дня весь уезд. Народная армия, созданная крестьянами уезда для борьбы с большевиками, подошла почти к самому Красноуфимску и остановилась лишь в шести верстах от него, однако горожане не сумели поддержать восставших. Красноармейцы получили подкрепление и стали одерживать победы — в скором времени восстание было подавлено. Начались расправы, в том числе над духовенством, в котором большевики всегда видели своего главного врага.

Вскоре был арестован и протоиерей Алексий Будрин. По приговору революционного комитета Красноуфимска он был осужден на смертную казнь через расстрел. На мученическую кончину протоиерея Алексия Будрина вели по улицам Красноуфимска под конвоем в присутствии жителей города. Верующие пытались приблизиться к своему пастырю, чтобы выразить чувства признательности, но конвоиры хлестали их плетками и отгоняли прочь.

Жестокую казнь над протоиреем Алексием чекисты совершили 28 августа/10 сентября 1918 г. По воспоминаниям очевидцев, протоиерей Алексий был облачен в белую ризу, на груди — наперсный позолоченный крест. Стоял он прямо, безмолвно, «лицом был светел». После каждого выстрела осенял себя крестным знамением, пули не брали его. Только седьмой выстрел оказался для протоиерея смертельным — он упал как подкошенный. Однако для красноармейцев этого было мало, они поглумились и над мертвым телом священника. Привязав его к лошади, они погнали ее через железнодорожные пути до здания ревкома.

Пострадавший протоиерей был погребен возле Свято-Троицкого собора Красноуфимска.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха от 17 июля 2002 г. причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

28 июля 2002 г. обнаружены святые мощи Алексия Будрина, которые отныне покоятся в Свято-Троицком соборе Красноуфимска.

День памяти 28 августа/10 сентября.

Священномучениче Алексие, моли Бога о нас!

 

 

Источники и литература

В Свято-Троицком храме Красноуфимска выставлены для поклонения святые мощи трех новомучеников // http://www.vasni.info/ (дата обращения 27.09.2016).

ГАСО. Ф. 6. Оп. 17. Д. 103. Л. 223 об.-224.

Жития святых Екатеринбургской епархии / Подгот. текстов и фотоматериалов Комиссией по канонизации святых Екатеринбургской епархии. – Екатеринбург. Информ. изд. отд. Екатеринбургской епархии. 2008. С. 374-383.

Сораспятые со Христом. Жизнеописание святых новомучеников пресвитеров Красноуфимских Алексия, Льва и Александра. По благословению настоятеля храма во имя Святой Троицы   г. Красноуфимска иерея Андрея Рыжакова материал подготовила Брагина Наталия. Красноуфимск. 2010.