По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

4 декабря 2021

«Не Мария требовала освящения, а Она явилась средоточием святости»: наставление в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы

О событиях, которые наполняют праздник  Введения во Храм Пресвятой Богородицы, и о духовной сути этого праздника рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

– Дорогие братья и сестры! Мы с вами празднуем сегодня праздник в честь Пресвятой Богородицы, вспоминая события, которыми Ее прославил Бог в трехлетнем возрасте. Мы помним, что само рождение Марии было чудесным. Плод молитвы престарелых Иоакима и Анны, которые и не чаяли уже исполнить основную функцию своей семьи – рождение ребенка в силу многолетства. Но Господь, создавший этот мир, властен и над природными законами, которые Сам и дал. Он не просто осчастливил одну семью, Он благословил родиться Той, Которая стала Лестницей от Земли до Неба, Купиной Неопалимой, Вместилищем Невместимого, Девой Богородицей. Родители, еще и не предполагая, что за Дар свыше им надлежит принять, дали обет посвятить дитя на служение Богу, хотя Сам Господь уже усмотрел Себе Агницу непорочную, ставшую честнейшую херувим и славнейшую серафим.

И вот после такого чудесного Рождества Богородицы, в ее трехлетнем возрасте, Иоаким и Анна исполняют свой обет и приводят Марию в Храм для служения и воспитания. Благодарность и духовный порыв у родителей совмещается с любовью к своему чаду, ибо они знают, что для Марии это лучший и почетнейший удел. Событие сопровождается очень необычным поступком первосвященника Захарии, который получает внушение свыше совершить немыслимый поступок.

Центром Храма было место особо выделенное и посвященное. Святая Святых. Прежде в храме Соломона, до его разрушения и вавилонского плена, находился Ковчег Завета со скрижалями Моисея, а также было множество иных святынь, так или иначе связанных с религиозной историей народа. После разрушения Храма Ковчег был утрачен, а в новом Храме, который был скромнее Соломонова, в Святая Святых место Ковчега хоть и пустовало, но находилось оно над камнем жертвоприношения Авраама. Тем самым жертвенником, где Господь не принял жертву человека, заменив ее агнцем и где Авраам показал свою глубокую веру и доверие Богу.

По преданию, этот камень-жертвенник сам был не простой. Это так называемый камень мироздания. Первый материальный объект, созданный творческим Словом.

В Святая Святых священник заходил лишь однажды в год, на праздник Судного дня, когда праздновался день всеобщего покаяния, и на жертвеннике приносилась жертва за грехи всего народа.

И вот Захария не просто нарушает установленный порядок, сам заходя туда, где пребывает особая благодать, а вводит в Святая Святых Марию, совершенно не должную там находиться. Но так рассуждают люди без учета дальнейших потрясающих событий. Если не верить и не видеть в Марии Богородицу, Мать Христа Спасителя – то, конечно, обстоятельства праздника Введения кажутся совершенно нереальными и неправдоподобными. Но мы-то знаем, что вскорости Бог, подвесивший Землю к Небесам, вселится в Ее утробу и родится в Вифлееме как простой Младенец одной с нами Крови. Разве эти события не кажутся еще более неправдоподобными? Но, взглянув на календарь отсчета лет от Рождества Христова, мы явственно видим, что весь мир принял этот факт – как данность. Так отчего бы у камня мироздания, камня Авраама, не присутствовать Той, Которая родит Камень, отвергнутый человеческими строителями, и Камень, ставший Краеугольным Нового христианского мира?

Конечно, именно Мария и должна была посетить не просто Храм, где Ее Сын будет неоднократно молиться и учить. Она должна была Собою освятить Святая Святых второго Храма в ознаменование того, что Благодать вернулась в него. Ибо после разрушения Храма Соломона пророки видели, как Облако Благодати Господней покинуло это место вслед за Ковчегом.

Не Мария требовала освящения, а Она явилась средоточием святости. И потому священник Захария исполнил то, что и должен был исполнять священнослужитель: служить при святости.

Вот такие события, дорогие братья и сестры, подкрепляют наши с вами постные труды. Испросим и для себя посещения Силой Господней наших душ и тел, по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы!

Действующие лица