По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

5 ноября 2021

«Нити судеб наших предков сплетаются так, что образуют общую ткань истории»: наставление на Димитриевскую родительскую субботу

О том, как Димитриевская родительская суббота связывает нас с нашими предками и нашей историей, о молитве об усопших, позволяющей стать поистине соотечественниками своих праотцов, рассказал в своем наставлении иерей Даниил Рябинин, руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

– В нынешнем году 6 ноября Православная Церковь чтит всех павших воинов, как говорилось в указе святого Царственного страстотерпца царя Николая Александровича, «за веру, царя и отечество, живот свой положивших». Чтит специальным днем поминовения, который называется Димитриевская родительская суббота, так как совершается накануне дня памяти святого Димитрия Солунского, воина христианина.

Особенную значимость этому дню в древности придавали вследствие памяти о Куликовской битве, где князь Дмитрий Донской по благословению преподобного Сергия Радонежского сражался и победил в кровопролитной битве с ордынским ханом мусульманином Мамаем. Победа досталась дорогой ценой и много славных воинов из разных русских княжеств и городов, сложили свои головы за сохранность Руси и ее веры. Их жизнь, ратный подвиг и гибель стали залогом рождения единой Руси, где все осознавали себя не просто соседями, а соотечественниками, ведь их отцы легли в землю, чтобы росли их дети и родили своих детей, а те своих. Именно таков смысл у дней поминовений, которые мы именуем родительскими субботами. Вроде бы по отдельности мы все разные, но нити в прошлом судеб наших предков сплетаются так, что образуют общую ткань истории, которая и называется жизнью. И наша индивидуальная и церковная молитва об усопших соединяет эту историю, и мы в особенности становимся соотечественниками, поминая отцов, матерей, братьев и сестер.

Несмотря на то, что общий акцент в поминовении делается на воинах, однако мы молимся о всех наших от века упокоенных близких, ибо и они, в конечном итоге, своей жизнью обеспечили наше появление и наше существование. И каждый христианин – он воин. Воин Христов, который сражается с грехами за свое и общее спасение. Сражается покаянием, добродетелями, любовью к Богу и людям. Ведет войну, но не против крови и плоти, как говорит апостол Павел, а против духов злобы поднебесной. И конечно же, такой воин не побежден даже смертью, ибо верит и знает, что раз Христос воскрес и он – воскреснет, достоин поминовения нашего в этот день.

В Церкви совершается заупокойное богослужение накануне – в пятницу вечером, утром в субботу; на Божественной литургии поминаются наши усопшие, и отдельно совершается самая большая заупокойная общая служба: панихида, которая включает в себя лучшие молитвословия, обращенные к Богу, воскресающему даже грешника, по молитве Церкви для жизни вечной, в залог нашей и Его любви к этим людям.

Поспешим дорогие братья и сестры в храмы Божии, чтобы помянуть всех наших отцов и праотцов, почувствовав себя соотечественниками одной державы: Царства Бога Отца, Его Сына Иисуса Христа и Божественного Святого Духа.

Действующие лица