По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

7 сентября 2021

«Религиозное образование востребовано родителями, семьями и обществом»: митрополит Евгений в интервью на ОТВ

В первые дни учебного года митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации, принял участие в программе «Акцент» на Областном телевидении. В беседе с ведущим Евгением Ениным владыка рассказал об религиозном образовании, об основах духовной безопасности и о курсах православной культуры в светских школах.

В начале беседы телеведущий Евгений Енин поздравил владыку с началом учебного года. Митрополит Евгений также поздравил всех зрителей с Днем знаний, потом что «это праздник всех нас, все мы обучались, для всех нас школьная парта это что-то очень близкое, родное, светлое воспоминание».

– Как устроено сейчас религиозное образование для мирян, я не имею ввиду специальные религиозные образовательные учреждения?

– Сегодня это приобрело форму организованной системы, которая формируется от детского сада до вуза. Система достаточно связанная, отстроенная, но не обретшая еще такой формы присутствия в каждом муниципалитете, в каждом городе и в каждом регионе. Но, тем не менее, это система, которая востребована, прежде всего, родителями, семьями и теперь уже обществом, что немаловажно.

– Чему там учат?

– Ну, как правило, вывеска, название, наименование отражает то, что за этой вывеской находится. Если мы говорим о духовном образовании, то там обучают известным нам основам духовной жизни. Я бы даже сказал, есть некие специалитеты, которые будут понятны и вам, и нашим телезрителям. Есть, например, такой курс, который называется «Основы духовной безопасности»…

– Где он читается?

–  Он читается в средних и высших образовательных учреждениях и отражает то, к чему призван. Поскольку опасности, мы знаем, бывают разные: бывают ядерные, бывают химические, бывают биологические, и не менее значима духовная опасность, потому что зачастую за разрушительными явлениями, которые мы наблюдаем в обществе, ну, как пример, казанский стрелок, – за этим стоят ясные, понятные неверные духовные установки, которые были вложены в сознание конкретного человека.

– Чему на этом курсе учат, что рассказывают?

– Рассказывают о том, какие есть мифы и какие есть реалии… Какие есть реалии правильной духовной жизни – так, может быть, не верно сказать, но традиционной жизни. Какие есть основы традиционной духовной жизни, какие есть традиционные основы даже в рамках традиционных религий. Вы знаете, например, что в исламе есть традиционное течение, которое для Средней Азии, для наших…

– И есть наши друзья в Афганистане.

– А есть запрещенные в России и других странах организации. И все находится под крышей ислама. Вот если мы говорим о христианстве, мы все-таки говорим об основах православной, христианской идеологии, соответственно, безопасности в рамках теологии. Вот на этой почве развивается очень много течений, которые являются разрушительными, которые наносят ущерб, вред как отдельной личности, так и целому обществу. И наш регион в этом отношении в последнее время является свидетелем развития как раз того, что одно из направлений произросло на конкретной территории и принесло, мы знаем, беду стольким людям.

– Вы про бывшего схиигумена?

– Да, мы говорим про то сообщество, которое сформировалось вокруг Среднеуральского женского монастыря. Чтобы таких ошибок наши граждане не делали.

Вот сегодня, кстати, на сегодняшний день в курс обучения школьника введена такая тема как основы экономической безопасности, что должен знать гражданин,  ребенок, чтобы не попасться мошенникам. Вот ровно такие же основы преподаются как учащимся средних, так и высших образовательных духовных заведений.

– Ну, это правильно, потому что то, что делал бывший отец Сергий – ну это было не православие, это было заметно издалека.

– Кому-то заметно, а кому-то очень не заметно. И, к сожалению, очень много людей оказалось в этом вот конфликте.

– Кстати, этот конфликт закончен?

– Нет, на закончился. Сегодня ситуация, если мы говорим о территории, о монастыре, то он продолжает находиться под охраной государства. Соответственно, пока не принято соответствующих судебных решений, в таком состоянии будет находиться. У меня нет возможности посещать Среднеуральский монастырь, территорию Среднеуральского монастыря.

– Почему?

– Потому что он находится под охраной.

– То есть вас туда не пускают?

– Может, если бы я обратился с каким-то особым по этому поводу ходатайством, меня бы пустили, но я не обращаюсь с таким ходатайством. Мы находимся в равных правах с теми людьми, которые хотя туда попасть по тем или иным причинам.

– Вернемся к образованию. Курс «Основы православной культуры» востребован в школах?

– По стране около 50% семей учащихся четвертых классов выбирают изучение курса «Основы православной культуры» для своих детей.

– Не первый год он преподается, можно сделать выводы? Было много споров, когда он вводился, я сам в этих спорах участвовал. Полезен, не полезен, получают ли ученики то, что вы бы хотели, чтобы они получали?

– Спустя три года после начала преподавания этого курса в школах, Министерство тогда еще образования изучало результаты, искало ответы на тот вопрос, который вы сейчас задали – полезен, не полезен, какие результаты? А выводы, которые были сделаны, однозначно говорят о том, что курс полезен. Больше всего опасались того, что возникнут конфликты между детьми, которые изучают разные религиозные культуры. Но так получилось, что за все время исследования по всей территории страны не было зафиксировано ни одного случая подобных конфликтов. О том, что у детей при хорошей подготовке педагогов возникает много интересных вопросов, больше интереса к предметам, которые они изучают кроме основ религиозной культуры – это факт. Они задают такие мировоззренческие вопросы, и мы понимаем, что между собой предметы связаны: химия, физика, математика. Вот эта целостность картины у ребенка формируется. Поэтому я убежден, что это безусловная полезная практика, и мы должны продолжать повышать качество преподавания основ религиозной культуры в школе.

– Если говорить именно о религиозном образовании не для мирян, для людей, которые собираются стать священнослужителями – вот эта система сформирована, работает и не требует изменений?

– Кроме того, что она сформирована, она работает. Конечно, требует изменений, как всегда, живая система – ей свойственно развиваться. Конечно же да. Но это не входит в сферу моей прямой ответственности, ну, только на территории конкретно нашего региона это Екатеринбургская духовная семинария. Да, это достаточно сформировавшаяся образовательное учреждение, это интересное профессорско-преподавательский корпус, это уже целая история, плеяда интересных, ярких выпускников, и, конечно же, замечательные ребята, которые сейчас 1 сентября пришли, начали обучение. Это система, это организм, который живет. В стране у нас достаточно много семинарий, екатеринбургская, занимает достаточно высокую позицию в рейтинге, по-моему, седьмое место. И это очень хорошо.

– Есть ли у религиозного образования для мирян цели сделать на выходе, дать на выходе хорошего человека, верующего глубоко человека? Какой должен быть продукт в идеале?

– Целостная личность, которая способна оставлять созидательный след в обществе, которая способна помогать людям, которые находятся рядом, самому не попадать в трудную жизненную ситуацию и помочь в этом людям. Ну, тут я скажу простую аналогию. Иисус Христос некогда избрал 12 учеников, которых мы именем апостолами и, собственно говоря, поручил им: идите, проповедуйте, вы соль земли, вас не должно быть слишком много, если соли везде будет очень много, то это не очень хорошо, но вы должны сохранять и себя и окружающих от разложения.

Рыба ищет, где глубже, человек – где лучше, но не там, где полезнее для его временной и вечной жизни. А мирянин, гражданин, который знаком с основами религиозной жизни, который не путается, не ошибается в этих ориентирах, он способен как сам, достаточно твердо стоя на ногах, пройти свой жизненный путь, так и помочь тем людям, которые рядом находятся, соседям, родственникам. Вот работает такой человек, предположим, на Областном телевидении, руководит какими-то серьезными проектами. Мы понимаем, что в его коллективе почвы для пьянства, воровства, для спекуляции какими-то информационными продуктами – этой почвы нет. Мы понимаем, что такое средство массовой информации будет достаточно объективно, уважаемо и порядочно. Я думаю, что в любой сфере мы можем смоделировать: как будет выглядеть воинское подразделение или педагогический коллектив, если в нем есть человек, который ориентируется на заповеди Божьи: не убивай, не кради, не блуди, почитай родителей и прочее, прочее, – насколько вот такой коллектив будет отличаться от коллектива, в котором эти ценности не поддерживаются?