По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

12 августа 2021

«Царевич жил на грани нечеловеческого страдания, и радости нечеловеческой, и любви»: митрополит Евгений о мученическом подвиге Цесаревича Алексия

За вечерним богослужением в канун 117-го дня рождения Цесаревича Алексия митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений напомнил о мученическом подвиге, который нес в течение своей короткой жизни наследник Царского престола, и об удивительной чистоте души, которую он, как и все Царские дети, сохранил в смутное время.

– Если мы откроем календарь церковный, то в подавляющем большинстве календарей не отражен ни праздник рождества святителя Чудотворца Николая, ни рождество Цесаревича Алексия. Но в сердцах верующих, любящих они отпечатываются и хранятся.

Рождении Цесаревича Алексея стало большим праздником, прежде всего для семьи государя императора Николая, для Царской семьи. Семья была боголюбива, чадолюбива. И поскольку семья государя была увенчана особым Царским служением, то, конечно же, вся страна, весь народ ждали наследника. Господь послал им четырех замечательных дочерей, но по закону, по укладу они не могли быть наследницами царского престола, поэтому ожидали и молились о даровании сына. И после молебствования на месте подвига преподобного Серафима Саровского государыня Александра Федоровна понесла под сердцем чадо, которое родилось, пришло в этот мир. Мальчику было наречено имя того святого, к которому сугубо Царская семья обращалась, когда молились о наследнике – святителя Алексия, митрополита Московского.

Да, была семья, по всем правилам совершались благодарственные молебны, благодарственные пения, слались телеграммы в Петербург, Царское село. Люди радовались и ликовали – Господь даровал наследника.

Мы сегодня ликуем, потому что знаем немного больше, чем знали люди тогда. Мы знаем о пути, крестном пути, который наследник прошел. Унаследовал он не только царство земное, но сподобился на царство небесное. И путь вхождения в это царство небесное для него был не простым по нашим, по человеческим меркам, а по Божьим – очень благодатным. Он унаследовал болезнь и нес эту болезнь, как это может нести ребенок. Мы видим глаза страдающего ребенка, безропотность, принятие. Человек еще не знает, как это может быть, чтобы жить и не болеть, болезнь для него становится естественным состоянием, он несет бремя болезни такое, которое мы понести не можем. Но со смирением несет, со смирением, с любовью. И эту болезнь несла вся семья. Мы знаем, какой родительской любовью был окружен отрок Алексей, любовью сестер своих, любовью близких и друзей Царской семьи. И вот такое сочетание: с одной стороны, страдание, постоянная боль, постоянная опасность смерти, хотя, может, он и не осознавал по-детски её, но и постоянное присутствие этой невероятной любви. Где-то на грани он жил, на грани нечеловеческого страдания и страха смерти, а с другой стороны, радости нечеловеческой и любви, которая истекала на него от окружающих, а потом и от него истекала на всех, кто с ним соприкасался.

Столько сохранилось благодатных воспоминаний об отношении отрока Алексея к жизни, об отношении к людям. Все помним его слова: «Когда я стану царем, то в моем государстве не будет людей страдающих. Я посвящу свою жизнь тому, чтобы народ, мой русский народ был всячески облагодарственен, облагодействован». И он искренне этого желал и в этой радости такой жил. Несмотря на отроческий возраст – мученическую кончину он претерпел еще являясь отроком.

Замечательные слова сохранили свидетельства священника Царской семьи, который исповедовал Царских детей, о том, что он, священник, желает, чтобы каждый ребенок, каждый русский человек узнал, сподобился этой удивительной чистоты, которую стяжали, сохранили посреди особого места, которое называется Царский двор, Царские дети.

Царевич Алексей сохранил свою душу такой девственной, непричастной к злу, греху, в чистоте. И получается, что крестный путь его краткой человеческой земной жизни был увенчан еще и мученическим венцом, что возвышает его в глазах почитателей, наших глазах, и открывает для нас возможность обращаться к нему и тогда, когда болеют дети, и тогда, когда наша вера ослабевает, просить его том, чтобы мы укреплялись в вере так, как он укреплялся в своих непростых обстоятельствах жизни. Можно и нужно обращаться в молитве к Цесаревичу о людях, которые теряются, за нашу Россию, за нашу страну. Как сказал президент нашей страны несколько лет назад, Россия направляется прямиком к Богу, а если это не так, то вообще не понятно, почему она еще существует. Мы понимаем, что напрямую направляется к Богу, но не без участия тех людей, которым Россия была так дорога, как была дорога Царской семье, как была дорога Цесаревичу Алексею. Поэтому в молитве к нему мы должны просить сохранить нас и нашу страну, мы верим, что Господь будет так управлять и нами, и всей страной, что Россия, святая Русь будет восставать с пеплом до тех пор, пока еще есть ради кого её выставлять и сохранять.

Хочется, конечно, пожелать, чтобы мы были теми людьми, ради кого Господь может сохранять жизнь нашей дорогой страны.