По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

5 августа 2021

5 августа – день памяти первого благодетеля Ново-Тихвинского монастыря праведного воина Феодора Ушакова

5 августа совершается память праведного воина, адмирала Федора Ушакова, благодаря которому в Екатеринбурге был создан Ново-Тихвинский женский монастырь. Ныне в соборе святого Александра Невского пребывает частица его святых мощей. О том, почему святой Феодор почитается в обители, рассказали сёстры Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря.

Адмирал Федор Федорович Ушаков был главнокомандующим Черноморским флотом при императрице Екатерине ІІ и императоре Павле І. Именно благодаря ему Россия одержала победу в войне с Турцией 1787-1791 годов и укрепила свои позиции на Черноморском побережье. Он освободил большую часть Италии, Корфу и Ионические острова и создал первое греческое национальное государство. На сухопутный Урал знаменитый адмирал обратил внимание благодаря дочери мастерового с ВИЗа Татьяне Костроминой – именно она стала основательницей женского монастыря в Екатеринбурге игуменией Таисией.

***

«Зная доброе расположение Ваше к спасительным делам и благодеянию, посылаю к Вашему сиятельству двух странниц, пришедших из отдаленного края… По бедности их я содержу в своем доме и одел их», – писал графу Шереметеву отставной адмирал Феодор Ушаков. В то время, когда были написаны эти строки, в доме Феодора Феодоровича жила Татьяна Костромина – будущая игумения Таисия, основательница нашей обители, со своей ближайшей помощницей Агафьей Котугиной…

Милосердный адмирал

Завистники говорили о нем, раздражаясь его благородством: он «держит себя так высоко, что это отвратительно». А его спокойная учтивость заставляла их заявлять, будто «под его вежливой наружностью скрывается медведь». Но все, кто был близко знаком с Феодором Феодоровичем Ушаковым, знали, что в действительности этот человек скромен, прост и, как говорил один из его биографов, «исполнен доброты необыкновенной». Но главное, вопреки духу своего времени он был глубоко верующим и благочестивым христианином. Феодор Феодорович «каждый день слушал заутреню, обедню, вечерню и перед молитвами никогда не занимался рассматриванием военно-судных дел».

В его характере удивительно сочетались милосердие, кротость, даже мягкость, и мужество, бесстрашие. Еще в отрочестве Феодор, обычно тихий и уступчивый, способен был на храбрые поступки – например, он вдвоем со старостой своей деревни ходил на медведя. Повзрослев, он и среди шума столичной жизни, и среди лишений и невзгод войны оставался таким же – скромным, деликатным, но в то же время твердым и честным.

В 38 лет он стал капитаном, а через семь лет уже был главнокомандующим Черноморского флота, блистательным флотоводцем, которому сама Императрица Екатерина II передавала «великое спасибо» за одну из его военных побед. Матросы и офицеры его любили, при Дворе многие относились к нему благосклонно, соперники уважали или боялись… Но его мало интересовала слава, а тем более чины или роскошь. Когда российский флот в 1798-1799 годах в союзе с Турцией освобождал Ионические острова, захваченные французами, турецкий капудан-паша, озлобленный тем, что Феодор Ушаков не позволял турецким матросам проявлять жестокость и грабить церкви, оклеветал адмирала в утаивании государственных денег. Феодор Феодорович, вынужденный объясняться перед российским посланником в Стамбуле, писал: «Я не интересовался нигде ни одной полушкою… ничего не желаю и ничего не ищу от моего малолетства; верен Государю и Отечеству, и один рубль, от Монаршей руки полученный, почитаю превосходнейше всякой драгоценности, неправильно нажитой».

Гораздо больше, чем защита личных интересов, Феодора Феодоровича всегда заботило другое: попечение о ближних. Так, будучи еще простым капитаном, он однажды должен был спасать свою команду во время эпидемии чумы – и его мудрые, решительные действия сохранили множество жизней. А приняв на себя «главное начальство» над портом и городом Севастополем, он заботился о хорошем размещении матросов и нижних офицерских чинов: под его руководством для них были отстроены казармы, госпиталь, пристани, дороги, колодцы – и когда государственных денег на все это не хватало, он отдавал в городскую казну свои…

Смена Императора и, как следствие, внешней политики, зависть и интриги соперников, а также приближавшаяся старость стали причиной того, что адмирал вынужден был оставить командование Черноморским флотом и в 1801 году переехал в Петербург. В конце 1806 года адмирал Ушаков подал прошение об отставке. С этого времени он полностью посвятил себя делам милосердия и заботе о ближних.

Покровитель екатеринбургской обители

В том же 1806 году в столицу отправилась из далекого Екатеринбурга Татьяна Костромина. Она была дочерью мастерового одного из екатеринбургских заводов, вдовой-солдаткой. В 1796 году она стала старшей в небольшой богадельне при кладбищенской церкви. В 1806 году эта бедная вдова, не умевшая в то время даже писать, поехала в блистательную столицу без денег, без знакомств и связей – ходатайствовать об учреждении в Екатеринбурге женского монастыря. Она не могла рассчитывать на внимание и уж тем более благосклонность со стороны петербургских чиновников. Но велика была ее вера, пламенна молитва к Богородице – и уже вскоре по приезде в Петербург Татьяна была знакома с многими знатными и влиятельными людьми. Один из екатеринбургских чиновников, оказавшихся одновременно с ней в столице, писал Пермскому архиерею: «Вдова Костромина, посвятившая себя Церкви и с подобными ей сестрами желающая о устроении обители в Екатеринбурге при Успенском кладбище… приобрела здесь (в Петербурге) довольное внимание Святейшего Синода, господ членов и обер-прокурора… Многие во благонамерении ей способствуют. Словом, она приобрела по благочестию ее уважение и все ее знакомые желают скорейшего успеха». Все это стало возможным во многом благодаря Феодору Феодоровичу Ушакову.

Не сохранилось свидетельств о том, как произошла их встреча, но известно, что Татьяна Андреевна со своей спутницей Агафьей Котугиной нашла приют в его доме и несколько лет жила там, «столом и всем отечески не оставляема». Отставной адмирал не только предоставил бедным странницам свой кров, но и принял самое деятельное участие в их судьбе. Он помог Татьяне Андреевне составить прошение в Святейший Синод, поспособствовал, чтобы она попала на прием к его обер-прокурору, не раз обращался в Синод и к Пермскому епископу Иустину с просьбами ускорить открытие монастыря в городе Екатеринбурге. Благодаря покровительству Феодора Феодоровича старания Татьяны Андреевны увенчались успехом: 31 декабря 1809 года Высочайшим Указом был учрежден Ново-Тихвинский женский монастырь.

Наш небесный заступник

Вскоре после этого, в 1810 году, праведный Феодор покинул столицу. Последние годы своей жизни он провел в уединенной деревне близ Санаксарского мужского монастыря, где иногда жил по целой неделе, посещая все монастырские службы… Там же сейчас почивают и нетленные мощи праведного Феодора Ушакова, прославленного в лике святых в 2001 году.

А за несколько тысяч километров ему возносят молитвы в другом монастыре – Ново-Тихвинском женском, которому праведник благотворил при жизни и который, как надеются сестры, он не оставляет своим покровительством и теперь. 

В последние годы адмирал вел уединенную жизнь в посте и молитве. По воскресным и праздничным дням посещал расположенный неподалеку Санаксарский монастырь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. А в Великий пост и вовсе жил в одной из братских келий и молился за каждой службой. Много жертвовал на обитель, а также нищим и нуждающимся, которые приходили к нему просить помощи. Во время войны 1812 года он отказался возглавить ополчение из-за слабости здоровья, однако на его личные средства был организован госпиталь для раненых и сформирован 1-й Тамбовский пехотный полк.

Праведный Федор Ушаков скончался в октябре 1817 года. Его отпевали в Спасо-Преображенский соборе города Темникова. Гроб на руках несли несколько километров до Санаксарской обители. Он был погребен, согласно завещанию, рядом со своим родным дядей, преподобным Федором Санаксарским, возобновившим этот запустевший монастырь.

Несмотря на то, что в тридцатые годы XX века часовня, возведенная над могилой адмирала, была разрушена, имя талантливого военачальника и флотоводца Фёдора Ушаков не забывалось даже в советскую эпоху. В марте 1944 года указом Президиума Верховного совета СССР была учреждена советская флотская награда – «Орден Ушакова». Этим орденом награждались офицеры ВМФ «за выдающиеся успехи в проведении морских операций, в которых была достигнута победа над численно превосходящим противником». Тогда же возник вопрос о месте погребения адмирала. Когда специальной комиссией была вскрыть могила, то обнаружились нетленные останки.

В декабре 2000 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексий II адмирал Федор Федорович Ушаков был прославлен в лике праведных местночтимых святых Саранской епархии. В 2004 году решением Архиерейского собора праведный воин Феодор был причислен к лику общецерковных святых. Память ему совершается 5 августа (23 июля по ст.стилю) и 15 октября (2 октября по ст.стилю).