По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

5 мая 2021

«Для нас открылась дверь победы над смертью»: митрополит Евгений в эфире телеканала «Россия»

О праздновании Пасхи и жизни Церкви в условиях ограничений, о проповеди онлайн и ведении Телеграм-канала рассказал в эфире программы «Местное время» на телеканале «Россия 1» митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений.

Ведущий Мстислав Захаров: Сегодня главный праздник православных христиан – Пасха, Светлое Христово Воскресение. В нашей студии митрополит Екатеринбургский Верхотурский Евгений. Здравствуйте, ваше Высокопреосвященство.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений: Здравствуйте.

– Христос воскрес!

– Воистину воскресе! 

 Как мы знаем, «Христос воскресе» – это такая редкая новость, с одной стороны, древняя, а с другой – вечно новая. И древний смысл этих событий мы всё понимаем. Да, действительно, это торжество вечной жизни над смертью, торжество души над плотью. Но в чём новый смысл Пасхи, который мы открываем каждый год?

 Каждый человек, вне зависимости от возраста, что ребёнок, что человек преклонного возраста, если он нормальный, он хочет жить. Бывает, человеку уже 90 лет, он болеет миллионами болезней, но хочет жить, он ищет возможность прожить на день, на два дольше. Человек готов бороться за минуты жизни – такая природа человека. Что в этом отражается? То, что человек стремится к вечности. Он может быть не стремится к тому, чтобы жить вечно, долго на земле, от этого устают. А человек стремится именно к вечности. И вот 2000 лет назад эту вечность для нас открыли, дверь такую. И каждый год, когда мы подходим к времени Пасхи, к времени Воскресения Христа, мы вспоминаем о том, что это про нас, это для нас открылась дверь победы над смертью, дверь вечности. Вечность для нас она открыта.  И кто-то это понимает, кто-то задумывается, кто-то не понимает, не задумывается. Но нет такого человека, которому это было бы неинтересно, который был бы равнодушен к этой теме.

 В этом году к Пасхе пришли опять в условиях жестких ограничений. И последний год очень сильно повлиял на то, как мы живём светской жизнью. На жизнь Церкви насколько это повлияло, и, собственно, на подготовку к празднику?

– Ну мы же не отделяем себя, у нас жизнь Церкви – это жизнь светского общества, тех людей, которые в храме. Это жизнь одного общества. Мы болеем одними болезнями, у нас одни и те же новостные поводы, которые мы воспринимаем, у нас одна погода. И, конечно, то, что сегодня не прошёл уже ставший традиционным Пасхальный крестный ход, то, что он уже не идёт по городу, то, что он уже не идёт второй год подряд, конечно, мы это чувствуем, замечаем, переживаем. Но с другой стороны, вот то, что есть крестный ход – это хорошо, нет крестного хода – мы это проживем. Но то, что Христос воскрес, то что мы имеем к этому отношение, то что мы имели возможность быть в храмах на службе в течение всего дня, тысячи и тысячи людей прошли, вот это соприкосновение с Пасхой – это дорого, и Слава Богу, что у нас это возможность есть. В Европе такой возможности, к сожалению, у людей нет. Поэтому мы так сорадуемся вместе с нашими согражданами, жителями Екатеринбурга, жителями нашего региона и всей страны.

Стали ли люди ограничивать себя в помещении церквей из-за пандемии, из-за того, что режим жизни в принципе изменился?

 Да, конечно. Помню, что год назад Святейший Патриарх Кирилл обратился к людям о том, чтобы, пожалуйста, поберегите себя; есть телевидение, есть возможность как-то удалённо участвовать, есть книги – пожалуйста, потерпите. И люди откликнулись. В Москве два с половиной месяца вообще храмы действительно были закрыты, люди просто не ходили. У нас с этим было значительно проще. Но поскольку обстановка всё-таки действительно сохраняется. Накал её спадает день ото дня, люди в храмы возвращаются. Не в том, конечно, объеме, в котором люди приходили ранее. Но вот сегодняшняя ночью, сегодняшний день и неделю назад – было Вербное воскресенье – показали, что люди возвращаются, как олени на источники вод, так и люди приходят в храмы, и это очень дорогого стоит. Очень радостна встреча с теми людьми, которые давно не были в храме. 

– Какие-то новые возможности общения с прихожанами вы для себя открыли? У вас даже есть Телеграм-канал. И насколько, вы считаете, они будут востребованы после того, как мы надеемся, пандемия скоро закончится?

  С точки зрения коммуникации – я регулярно пользуюсь. У нас достаточно большая епархия, большая митрополия, и для того, чтобы управлять, понятно, необходимо регулярно встречаться, регулярно общаться с людьми, за которых несу ответственность, с людьми, с которыми вместе работаем. И вот это возможность телекоммуникации, возможность проводить онлайн совещания, она, конечно, облегчила многим необходимость приезжать из Красноуфимска, из Верхотурья или из каких-то отдаленных сёл и городов для того, чтобы просто увидеться и как-то пообщаться, решить какие-то вопросы. Сейчас мы можем выйти в эфир и достаточно быстро поговорить, не заставляя людей приезжать. Это, конечно, принесло облегчение. Но мы понимаем, что не может быть полной подмены. Ну, нельзя «по онлайну» пообедать. Вот мы будем вам сейчас показывать большой стол, убранный всякими яствами, а вы будете смотреть, и что, вы же не насытитесь?

А проповедовать онлайн можно? 

 –  Да, эта возможность есть. Но вот жизнь Церкви, Православной Церкви, она тем характерна, что не ограничивается чтением Священного Писания или проповедью, как это у протестантов практикуется. Всё-таки в православии существенным фактором является то, что в храме у нас есть Таинства, в которых человек может участвовать только живьем. Как и пообедать можно только живьём.

– Таинство исповедания есть возможность проводить онлайн на ваш взгляд?

Оно возможно, возможно. Но если есть возможность всё-таки лицом к лицу, как апостол пишет: «Я рад писать тебе письмо, но желаю видеться с тобой лицом к лицу». Буквально так. Конечно, такие встречи – их ничем не подменить, встреча человека с человеком, со священником перед лицом Божиим – это не поменять, конечно, никакими онлайн или иными коммуникативными возможностями. Но возможность обращаться к людям, в том числе, как вы упоминали, через Телеграм-канал, да, это хорошо, это важно, и мы этим тоже пользуемся и не пренебрегаем.

– Я подписчик вашего Телеграм-канала, с большим интересом слежу за тем, что там публикуют, потому что там ведь не только новости из жизни митрополии, там ведь ваше мнение, которое, возможно, вы больше нигде не публикуете. Единственное, чего на мой взгляд, ему не хватает, если позволите, это возможность обратной связи. Если была бы обратная связь, тогда вы, пожалуй, стали бы, наверное, первым, как говорят в светской жизни, совершенно прозрачным митрополитом России.

– Я посоветуюсь с коллегами, со специалистами, и если такая возможность откроется, то постараемся ею воспользоваться.

То есть вы к этому готовы?

– Да, конечно, мы же живые люди, мы же общаемся.

– Совсем скоро исполнится 5 месяцев, как вы приняли руководство Екатеринбургской митрополией. На ваш взгляд, насколько вы далеко успели продвинуться за это время к тем целям, которые вы для себя ставили, которые ставили Священный Синод, ставил ваш предшественник митрополит Кирилл?

– В первую очередь скажу, что возвращение на Урал после кратковременного пребывания в Москве для меня было совершенной неожиданностью. И не только для меня. И с одной стороны, неожиданностью, с другой стороны, очень приятной неожиданностью. Но ещё более таким неожиданным были встречи, которые происходили вот за эти пять месяцев на уральской земле. У меня была возможность с 2012 года жить, служить, общаться с людьми как священник, как помощник владыки митрополита Кирилла, и можно было ожидать самых разных впечатлений эмоциональных от встречи с людьми. Как оно бывает – где-то с кем-то испортили отношения, где-то с кем-то поругались, где-то что-то плохо, человек уезжает и говорит: «Слава Богу уехал». Потом возвращается, и ему уже говорят: «Зачем вернулся?». Вот та встреча, которая произошла по возвращении на Урал, она для меня была просто колоссальным источником вдохновения.

– Ваш предшественник митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл сейчас он как-то продолжает участвовать в судьбе нашей епархии или хотя бы вы поддерживаете с ним связь?

– Да, безусловно, поддерживаем с ним связь. У меня была возможность посетить Казань, побывать у Казанской иконы Божией Матери в строящемся Казанском соборе. Владыка, конечно же, во-первых, интересуются тем, что у нас происходит, и я регулярно обращаюсь к нему за советами. А я в них очень нуждаюсь, потому что всё-таки за то время, за те годы, пока владыка находился здесь, он очень досконально изучил каждую территорию, каждую ситуацию, сколько священников, которых он воспитал, и, собственно говоря, поставил на служение. Поэтому без его совета, без его помощи было бы очень сложно и неправильно. Поэтому, конечно же, я стараюсь советоваться с владыкой, но он сохраняет вот этот такт, что «всё-таки давай уже самостоятельно». Всегда подсказывает добрые советы. Я очень ему за это благодарен. Чтобы уже было подвести итог в ответе на вопрос, что удалось, надо задать вопрос: а вообще какие цели, что должен сделать священник, архиерей вот в той епархии, где он находится, в том храме, приходе? Он должен что-то построить, он должен что-то покрасить, он должен что-то посадить, вот что делал Иисус Христос во время своей земной жизни?

– Умиротворял и давал надежду.

Он общался с людьми, он не построил храмы большие или маленькие, он не создал интернет или медиа-сообщества, он общался с людьми, и он отдал себя целиком людям, вплоть до распятия на кресте и воскресения. И вот это общение, собственно говоря, это то, чем должен заниматься любой священник. Общение, чтобы помогать созидать жизнь людей.

Спасибо, владыка.

 Спасибо вам. Христос воскресе!

– Воистину воскресе.

 

Смотрите также:

Владыка Евгений о смысле Пасхи, «захожанах» и пандемии – в интервью «Аргументам и фактам»