По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

22 апреля 2021

«Покров Божией Матери всегда пребывает на этом святом месте»: архимандрит Тихон (Затёкин) о своей новой книге к 400-летию верхотурской Свято-Покровской обители

В 2021 году Свято-Покровский женский монастырь города Верхотурья отметит свое 400-летие. Старейшая женская обитель на Среднем Урале пережила годы созидания и разрушения. Сегодняшний собеседник – автор первой 50-страничной книжки об обители, а ныне – автор-составитель объемного издания, посвященного 400-летию монастыря – архимандрит Тихон (Затёкин).

В 90-х батюшка в течение восьми лет возглавлял Свято-Верхотурский Николаевский мужской монастырь, потому изучение истории верхотурских обителей для него, признанного писателя и краеведа, привычное и любимое занятие. Как созидался Свято-Покровский женский монастырь? Какова его роль в жизни Урала и Русской Церкви? Какие тайны хранит обитель? Об этом читателям епархиального сайта в интервью руководителю пресс-службы Анжеле Тамбовой поведал автор будущего издания. 

– Отец Тихон, Верхотурье в Вашей жизни – отдельная, казалось бы, перевернутая страница, но сейчас оно вновь возвращается в поле Вашего зрения в виде издательского проекта о старейшем уральском женском монастыре. Расскажите, пожалуйста, о будущей книге?

– С этой книгой матушка игуменья Магдалина обратились ко мне еще в прошлом году. У меня у самого было желание заняться написанием этой книги, потому что моя самая первая самостоятельная книга вышла в 1995 году на 50 страниц и называлась «Женский Покровский монастырь».

У историков информация должна накопиться и как говорится «вылежаться». Работая в архивах в Санкт-Петербурге, Москве, я, когда встречал документы, относящиеся к Покровскому верхотурскому монастырю, заказывал их сканы, перефотографировал, делал выписки. Много документов хранится, конечно, в Государственном архиве Свердловской области. С годами у меня накопилось большое количество документов для написания полноценной летописи одной из древнейших женских обители Урала. Мне удалось найти в Москве в архиве древних актов царские грамоты, челобитные первых настоятельниц монастыря царям Михаилу Федоровичу, Алексею Михайловичу, Ивану и Петру Алексеевичам. Большая переписка переписка с Тобольскими митрополитами. В новой книге-альбоме все это есть. В настоящий момент вся дореволюционная часть книги готова, а так же события после 1917 года уже описаны и иллюстрированы царскими грамотами, документами архивов и фотографиями. Сейчас остановился на современном периоде истории Покровской обители. Для меня всегда это является «трудной» работой поскольку приходится писать о наших современниках.

– Как бы Вы определили роль монастыря в жизни Урала и Русской Церкви?

– Это один из первейших женских монастырей Урала, Екатеринбургской епархии (тогда это была Пермская губерния). Обитель эта, как и другие монастыри, сыграла важную роль в жизни Урала. Самое главное в то время было – просвещение народа. Женщины более активно, чем мужчины, более ревностно занимаются миссионерскими и просветительскими делами. Женский монастырь и был таким просветителем среди инородцев. Святой праведный Симеон Верхотурский, когда пришел на Верхотурскую землю, он первым делом занимался по сути дела миссионерством. Он не был монахом, не был отшельником, не был ученым и не оставил после себя никаких книг, никаких писаний. Ничего. Просто был обычный «пришлец», как мы читаем в акафисте этому святому. Занимался он молитвою, трудом, рыбачил, и самое главное – просвещал.

Это было Смутное время на Руси – междоусобица, Лжедмитрий, воцарение первого царя Романова. Верхотурье возникло по указу царя Федора Иоановича. Неоценимую большую роль сыграл царь Борис Годунов, если бы он не жертвовал обоим монастырям привилегии, то долго ничего бы не было. Архиепископ Киприан (Старорусенников), когда ехал в свою назначенную епархию в Тобольск, заехав в Верхотурье, был удивлен тем, что обнаружил живущих по разным домам «стариц», ищущих иноческого жития. Ни монастыря, ничего у них не было, и они жили, ютясь по избам, собирались где-то и молились. Владыка принял решение устроить для них монастырь. В этом был промысел Божий. Мужской монастырь был основан в 1604 году, а спустя 17 лет – в 1621 году – был основан женский монастырь. Господь положил на сердце Высокопреосвященному Киприану рядом с камнем, на котором стоял Кремль, невдалеке от него, основать обитель во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Поэтому Покров Божией Матери всегда пребывает на этом святом месте.

– Здесь, конечно же, важна и фигура первой настоятельницы. Будет ли уделено внимание в вашем труде этой исторической личности?

Если о настоятелях Верхотурского монастыря мы что-то знаем потому, что еще до 1917 года выпускались книги, печатались статьи в Екатеринбургских Епархиальных ведомостях, то о Покровском монастыре историки почему не удосужились написать каких-либо книг, кроме местного Верхотурского летописца В.С.Баранова, который в 1904 году выпустил маленькую брошюрку об этой обители. В трудах игумена Макария (Миролюбова), Н.Ф.Токмакова, иерея Петра Торопова и других были лишь небольшие краткие заметки о монастыре. К сожалению, не сохранилось никаких данных, по которым можно было бы написать ту или иную биографию настоятельниц, управлявших Покровской обителью в XVII веке. О них мы узнаем только лишь из царских грамот, из их челобитных. Именно из этих челобитных, которые они писали, и складывается история монастыря.

В этой переписке настоятельница пишет царю, воеводе верхотурскому с просьбой дать кирпич, луга пожертвовать, еще что-то – из всего этого и созидался фундамент истории о начале верхотурской женской обители.

В царствование императрицы Екатерины II монастырь был упразднен. Но монахини не разбежались, а продолжали жить в Верхотурье. И каким-то образом они себя сохранили, так что уже в конце XIX века вновь возникает монастырская община. По указу Святейшего Синода был снова создан женский монастырь. Там есть большой пробел истории, но, тем не менее, эта связь прослеживается.

– Этот исторический «пробел» можно рассматривать и как своего рода доказательство того, что об этом месте было попечение Господа. И как бы люди не пытались расстроить этот Божий замысел, он реализовывался. Обитель возродилась даже после того, как в начале ХХ века по Верхотурью прокатилось «Красное колесо» и до 90-х годов минувшего века монастырская жизнь была приостановлена. В этом плане, чем Вы можете объяснить особую изощренность и жестокость в поругании верхотурских святынь?

– Что такое было Верхотурье? Это духовная столица Урала и Сибири. Этот святой град был местом притяжения тысяч и тысяч паломников, которые шли на поклонение к святому праведному Симеону Верхотурскому. Тысячи паломников, которые приходили в Верхотурье (в монастыре не было в то время гостиниц, они стали строиться лишь в XIX веке) жили у людей, у частных лиц, горожан, они платили им деньги, люди с них доход имели, и немалый доход. В середине XVIII столетия процветанию Верхотурья пришел конец. Когда Сибирский тракт пролег через Екатеринбург, провели железную дорогу, которая соединила Пермь с Тобольском напрямую – поток стал сокращаться. Он стал сокращаться еще раньше, когда упразднили таможню. Раньше Тобольск – Верхотурье – Москва – это была связующая нить. Но когда этой транспортной артерии не стало, город на глазах стал умирать. В нем все пропало: ямщики, гоньба – все стало приходить в ужасный упадок. И тут-то как раз появляется… праведный Симеон. И из торгового центра, где «сидели, барыши считали», стала возникать духовная столица Урала. Поэтому, на мой взгляд, и была столь сильная ненависть, надругательство над мощами святого праведного Симеона, которые и в 1918 году пытались втихую вскрыть – посмотреть, но не посмели – побоялись. В 1920 году было кощунственное вскрытие: все вываливали на стол. В 1929 году мощи были увезены в Нижний Тагил, потом – в Свердловск. Часть мощей была в Ипатьевском доме, и в последствии надёжно были упрятаны в запасники музея.  

Люди с особой жестокостью прошлись по святыням, по самому сердцу уральского верующего жителя. Они бы и собор Крестовоздвиженский могли бы уничтожить, но просто у них не было физических сил. Невозможно было что-то сделать с этой «глыбой».

Я сейчас заканчиваю писать книгу к 800-летию основания Нижнего Новгорода – «Святыни Нижегородского Кремля» и впервые для себя нашел документы, что, оказывается, не все так было просто: храмы передавались в ведение местных музеев, которые продавали эти храмы на кирпич. Это не так, что желающий человек мог просто пойти и наломать для своей печи церковный кирпич. Поскольку церковь кому-то принадлежала, то нужно было заплатить деньги за то, чтобы «наковырять» эти кирпичи. Таким образом, в Верхотурье обезображена Знаменская церковь – без колокольни, без второго этажа, без куполов. Иоанно-Предтеченская церковь – знаменитая «Походяшинская свеча» – уникальный памятник архитектуры. Не пожалели. Весь второй этаж – великолепнейшая колокольня – все распродавалось и разбиралось на кирпичи. Николаевский храм в Николаевском мужском монастыре – тоже также. Все, что можно было продать – стены, башни – все разбирали и продавали.

– Можно сказать, что вы работаете над книгой о том, как добро побеждает зло, о том, как человеческой злобе противостоит Божий Промысел… Читателям всегда интересны какие-то выдающиеся факты. История обители, связана, например, с личностью Великой княгини Елисаветы Федоровны Романовой, посетившей город Верхотурье и обитель в 1914 году…

– Это было вообще событие. Она жила в женском монастыре две ночи. Сколько смог «накопать» об этом визите Её Императорского Высочества, Великой княгини Елизаветы Федоровны в Верхотурье, более полно отразил весь визит в книге о Покровском монастыре. До революции была издана отдельная книга «Путешествие Елизаветы Федоровны в Пермскую губернию», где расписан ее визит: как она посещала Пермь и другие места. В том числе и Верхотурье. Сохранился еще годовой отчет епископа Екатеринбургского и Ирбитского Серафима (Голубятникова). В Российском Государственном историческом архиве в Санкт-Петербурге я нашел этот отчет владыки Серафима. Это уникальный документ так же впервые будет опубликован в данной книге. Таким образом из различных исторических источников у меня сложился более полное представление о визите Великой княгини в Верхотурье.

– Какие тайны хранит верхотурский Покровский женский монастырь? Приоткроете немного завесу?

– Что касается как таковых тайн, то и в Советское время что-то там происходило. Одна из таких «тайн» – инокиня Олимпиада (Шубина) описывала в показаниях следователю в 1933 году, о том, как Григорий Распутин посещал Покровский монастырь, а игуменья Таисия тому пыталась воспрепятствовать. Он написал ей в записке: «Я бы к вам не пришел, но бОльшие велят».

Также удивительные истории связаны с тем, как прятали церковные ценности, пытаясь их спасти от поругания. Особенно интересно, как монахини спасли мощи Космы юродивого, который был погребен в Кремле у Троицкого собора. Как ночью, после вскрытия мощей святого праведного Симеона, сестры откопали останки юродивого Космы и перезахоронили их на городском кладбище возле алтаря Успенской церкви. Это малоизвестный факт.

Тайны всегда есть. И самая главная тайна – тайна монашества – человека, который был отмечен промыслом Божиим с самого рождения. По сути дела, человек рождается монахом, он ведет такой образ жизни с самого детства. Монахом нужно родиться, либо в жизни что-то такое должно произойти, такое потрясение, что человек принимает для себя такое решение – круто повернуть свою жизнь. Поэтому самая главная тайна во всей Русской Православной Церкви – это тайна монашества, потому что никто и никогда не сможет ее разгадать. 

Сердце человека – это и есть самая главная тайна. Господь коснулся его – сердца человеческого – и он идет и отдает себя в руки Господа, в руки Пресвятой Богородицы. По сути дела избранные приходят в наши обители – и молодые, и пожилые. Именно они являются живыми продолжателями истории наших обителей. Это живая связующая нить. Это самая главная тайна.

– Отец Тихон, поделитесь, пожалуйста, творческими планами?

– В этом году вышла в свет моя новая книга «Верхотурская святыня. Свято-Троицкий собор», изданная по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла. Это богато иллюстрированное издание, повествующее всю историю храма от начала до современного состояния. Первой стала книга «Царское Верхотурье», второй – о Свято-Троицком соборе. Третья книга, завершающая трилогию – это «История Покровского женского монастыря». Ну, а потом, если будет на то благоволение Божие,  напишу общую историю древнего града Верхотурья и его святынь, где вся история будет собрана воедино.

 

Смотрите также:

Старейшая женская обитель Урала готовится к празднованию своего 400-летия

ВИДЕО: «Вернем жизнь храму»: телеканал «Спас» призвал к сбору средств на восстановление святынь в Верхотурье

«Царица Небесная врачует сердца и души притекающих поклониться древним святыням»: Покровский женский монастырь готовится к празднованию 400-летия

Верхотурский Свято-Покровский женский монастырь готовится к празднованию 400-летия