По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

13 марта 2021

Владыка Евгений совершил всенощное бдение в Державном храме Божией Матери

13 марта 2021 года, в канун недели сыропустной, вос­по­ми­на­ния Ада­мо­ва из­гна­ния, Прощеного воскресенья, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершил всенощное бдение в храме Державной иконы Божией Матери города Екатеринбурга.

Высокопреосвященному владыке сослужили: секретарь епархиального совета Екатеринбургской епархии игумен Вениамин (Райников), руководитель службы протокола Екатеринбургской епархии протоиерей Николай Тарантин, руководитель отделов Екатеринбургской епархии по взаимодействию Церкви с обществом и СМИ, а также по взаимодействию с казачеством протоиерей Максим Миняйло и клирики Екатеринбургской епархии.

В завершении богослужения митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений поздравил молящихся с днем воспоминания изгнания Адама из рая и днем памяти явления иконы Божией Матери «Державная», празднование в честь которой в нынешнем году перенесено с понедельника 15 марта на завтрашний день, воскресенье 14 марта.

Говоря об изгнании Адама из рая, архипастырь отметил, что название этого дня сложно представить как праздник, скорей, наоборот: изгнание воспринимается как потеря, смерть. Первый человек, венец творения изгоняется из пределов Божиих, из «пространства совершенства» туда, где он будет вынужден вместо радости и утешения в поте зарабатывать хлеб насущный.

– Только что на аналое лежала икона, на которой изображено завершение этого пути, – сказал владыка митрополит, – Господь Иисус Христос держит за руку Адама и выводит его из падшего мира, возвращает в рай Своим Воскресением. Это для нас большая надежда. Наше сегодняшнее место жительства – это падший мир, в который был изгнан Адам. Когда мы взираем на Адама, который плачет у двери рая, мы понимаем, что это наша участь, и мы должны плакать. А с другой стороны – мы должны ожидать, как Адам и его потомки, пришествия Мессии, Который вернет их в рай.

Правящий архиерей также отметил, что икона Божией Матери «Державная», которая была явлена в день «беззаконного отрешения нашего государя от власти», несет тот же образ надежды и спасения.

– В этот день явилась Божия Матерь и сказала, что это та же любовь, которая есть Бог, которая терпела все человечество от изгнания Адама из рая до пришествия Христа и Его Воскресения – та же любовь изливается через Божию Матерь к нашему народу, – сказал архипастырь.

Его Высокопреосвященство отметил, что если мы будем идти тем же путем, которым шли потомки Адама, сохраняя память о Боге, сохраняя заповеди Божии, сохраняя отношения с Богом, то предстательством Божией Матери есть надежда, что «благочестие, которое было на Руси, прекрасные традиции, жизнь народа во Христе – все это может вернуться».

Владыка Евгений призвал в завтрашний день Прощеного воскресенья искренне простить тех, «кто нас кусает», и от всего сердца попросить прощения у тех, «кого жалим мы».

Напомним, завтра, 14 марта, в Прощеное воскресенье, в день празднования в честь Державной иконы Пресвятой Богородицы, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений совершит Божественную литургию в Храме на Крови, а затем, вечером – вечерню с чином прощения в Свято-Троицком кафедральном соборе города Екатеринбурга. 

Прощеным воскресеньем, так в просторечии называется неделя сыропустная, завершится последняя перед Великим постом седмица. Обычай испрашивать прощения перед постом имеет свою древнюю традицию, когда подвижники уходили на время Великого поста из городов и монастырей в уединенные места. Отправляясь в этот путь, порой трудный и опасный, они старались примириться друг с другом. 

Чин прощения будет совершаться в воскресный день во всех храмах. Это служба по-особенному торжественна и радостна. С нее начинается весна постная, весна духовная, начало пробуждения и пути ко Христу Воскресшему. Именно с вечерни, после которой в этот день совершается чин взаимного прощения, начинаются богослужения святой Четыредесятницы.

В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­след­нее вос­кре­се­ние пе­ред Ве­ли­ким по­стом име­ет еще на­зва­ние «Вос­по­ми­на­ние Ада­мо­ва из­гна­ния».  На­ша Цер­ковь в этот вос­крес­ный день вспо­ми­на­ет, как на­ши пра­ро­ди­те­ли Адам и Ева не со­хра­ни­ли за­по­ве­ди Гос­под­ни, на­ру­ши­ли Бо­жию за­по­ведь, вку­си­ли от за­пре­щен­но­го пло­да, из чи­стых и без­греш­ных свя­тых ста­ли несчаст­ны­ми греш­ни­ка­ми.