По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

30 декабря 2020

В Дни святого Симеона верующие смогут поклониться мощам преподобноисповедника Иоанна Верхотурского (Кевролетина)

Сегодня, 30 декабря 2020 года, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений возглавил малую вечерню с акафистом святому праведному Симеону Верхотурскому в Свято-Николаевском мужском монастыре Верхотурья.

Богослужение проходило пред сенью, под которой покоятся святые мощи Небесного покровителя уральской земли — святого праведного Симеона Верхотурского.

Также в этот день в центр главного верхотурского храма были выставлены  для поклонения мощи преподобноисповедника Иоанна Верхотурского (Кевролетина), прославленного в Соборе новомучеников и исповедников Русской Церкви в 2000 году, и спустя десятилетие — в Соборе Екатеринбургских святых.

По завершении малой вечерни владыка Евгений поздравил всех с днем памяти праведного Симеона, а также с тем, что сегодня его, святого Симеона, молитвами мы имеем возможность преклоняться и лобызать честные мощи праведного Иоанна (Кевролетина) и зреть того, «о ком ранее только слышали, житие которого только читали, имя поминали, в молитвах только обращались».

– Сегодня он своими мощами предстоит перед нами, а святой душой – перед Богом. Святые отцы утвердили иконопочитание и богоугодность преклонения его святым мощам, и мы через столько столетий исполняем благословение святых отцов, обращаемся к святому преподобному, преклоняемся и черпаем своим сердцем благодать Божию, из тех мощей истекающую, – сказал владыка Евгений.

Глава Екатеринбургской митрополии пожелал всем, чтобы Господь даровал нам Божию благодать всегда, когда мы будем приходить, и прикасаться, и молиться перед мощами святого преподобного Иоанна.

Напомним, обретение святыни состоялось в Свято-Николаевском монастыре в августе минувшего года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Накануне обретения мощей, 31 августа уходящего года Его Высокопреосвященство владыка Кирилл, ныне митрополит Казанский и Татарстанский, трудами которого совершалось обретение святыни, освидетельствовал обретённые мощи и совершил постриг в великую схиму насельника обители иеромонаха Архиппа с наречением имени Иоанн в честь преподобноисповедника Иоанна Верхотурского. 

Преподобноисповедник Иоанн (Кевролетин) служил на многих приходах Екатеринбургской епархии и был насельником Свято-Николаевской обители. 

В миру Иван Афанасьевич Кевролетин, он родился 23 мая 1875 года в Тюменской области, и с юности желал уйти в монастырь. В возрасте 19 лет он поступил в Кыртомскую Крестовоздвиженскую пустынь, что находилась в 120 км от Верхотурья, а в 1902 году он перешел в сам Верхотурский монастырь.

20 декабря 1907 года послушник Иоанн был пострижен настоятелем обители иеромонахом Ксенофонтом (Медведевым) в монашество с именем Игнатий. 10 мая 1909 года отец Игнатий был рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1913 года посвящен в сан иеромонаха.

После Октябрьской революции иеромонах Игнатий был определен совершать священническое служение в приходских церквях. В 1919–1924 годах он последовательно служил в селе Сербишино Верхотурского уезда, в Каслинском Казанско-Богородицком женском монастыре, в Успенском храме при Верх-Исетском заводе Екактеринбурга, в селе Большой Исток, а с апреля 1924 по июль 1925 года — в разоренной, но еще не окончательно уничтоженной большевиками Свято-Николаевской обители.

Сам отец Игнатий всегда хранил живую веру в то, что и в самых скорбных обстоятельствах Господь его не оставит. Этому учил и окружающих: где бы он ни был, он везде старался поддерживать немощных, укреплять сомневающихся, учил ближних терпеливо нести свой крест. Его добродушие, веселый характер, умение пошутить и принять шутку скрывали глубокую духовную жизнь, боль за происходящее и готовность взять на себя чужие тревоги.

В 1925 году отец Игнатий был в первый раз арестован. После освобождения из тюрьмы отец Игнатий продолжил священническое служение. В течение нескольких лет его постоянно переводили из одного храма в другой: служил он в селе Дымковском Благовещенского района и на Николае-Павдинском заводе Кытлымского района, в церкви Карабашского рудника Кыштымского района и в городе Далматове Шадринского округа, в селе Кисловском Покровского района и на Туринском руднике Надеждинского завода, а также в селе Федьковка Невьянского района.

28 марта 1932 года батюшка был вновь арестован — по делу о контрреволюционной монашеской организации Верхотурского района, названному чекистами «Историческая гниль». Отец Игнатий вместе с другими священнослужителями и монашествующими был приговорен к ссылке в Нарымский край сроком на три года.

После ссылки отцу Игнатию было запрещено проживание в больших городах. В 1935–1936 годах он являлся настоятелем Христорождественской церкви села Сосновского Покровского района. Несмотря на тяжелую болезнь, он был всегда удивительно бодр духовно. Часто посещал монахинь в близлежащих селах Маминском и Троицком, а в Кисловском имел даже свою келью. 

В начале 1937 года в Покровском районе начались аресты духовенства и монашествующих, но отец Игнатий с некоторыми сестрами в то время сумел скрыться и таким образом избежал ареста.

В середине 1940-х годов отец Игнатий, единственный из верхотурской братии, вернулся к стенам родной обители. Отец Игнатий взял на себя подвиг юродства Христа ради, чтобы беспрепятственно совершать старческое руководство – такое «прикрытие» давало ему возможность продолжать духовное окормление ближних. Совершать же богослужения в храме по причине подорванного в ссылке здоровья он не мог уже с 1937 года, а в 1948 году епископом Свердловским Товией он официально был уволен по болезни за штат.

Пока был в силах, старец сам ездил к своим духовным чадам, которых становилось все больше. Потом ездить сам уже не мог, но принимал всех безотказно. Несмотря на собственную тяжелую болезнь (на ногах у него были незаживающие раны, которые каждый день надо было промывать), он всегда умел найти для других подбадривающее слово, дать мудрый, прозорливый совет.

Незадолго перед кончиной старец принял постриг в великую схиму с именем Иоанн. Скончался он в Верхотурье 27 января 1961 года и был погребен на приходском кладбище близ храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Когда наступило время возрождения и вновь зазвучали над Верхотурьем колокольные звоны, первый настоятель возобновленной Свято-Николаевской обители игумен Тихон (Затёкин) позаботился не только о восстановлении разрушенных стен, но и о том, чтобы не канула в лету память о братьях во Христе, живших в годы советской власти. Услышав от верхотурских жителей о замечательном старце отце Игнатии, отец Тихон решил перенести его прах в родную обитель. Вот что он рассказывает:

«Летом 1993 года я обратился к местным властям с просьбой разрешить перенести прах отца Игнатия с городского кладбища в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь и похоронить его возле Преображенской церкви. Власти дали согласие, и затем архиепископ Мелхиседек (Лебедев) благословил перезахоронение в монастыре. В июле месяце я с двумя рабочими пошел на кладбище и в течение двух часов мы раскопали могилу, освободили от земли гроб. С гроба была снята крышка. Мы увидели тело отца Игнатия, обвитое мантией и остатками схимы. Подсунули под гроб лист железа и подняли его наверх. Тело было хорошо сохранено, и от него не исходило ни малейшего запаха тления. Плоть спала только с ног, так как в том месте, где они находились, была вода. Плохо сохранился лик, потому что рядом с могилой росло дерево и корнями своими достало до лица — все оно было опутано как бы паутинкой корней. Мы сделали фотоснимки. Останки переложили в новый гроб и выставили его на три дня в Преображенской церкви Свято-Николаевского монастыря. Пока мощи стояли в храме, от них исходило тонкое благоухание. Через три дня, после совершения панихиды по отцу Иоанну, он был захоронен против алтаря Преображенского храма. Вещи из могилы, как-то: параманный крест, ручной деревянный крест, пояс — переданы в монастырский музей».