По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

14 октября 2020

«Не разделение, а объединение вокруг Христа и Его Матери»: наставление на праздник Покрова Пресвятой Богородицы

О появлении праздника Покрова Пресвятой Богородицы в русской церковной жизни и о том, как он стал событием, связавшим и пронизавшим своим духом всю русскую историю, рассказал иерей Даниил Рябинин, руководитель молодежно-миссионерского отдела Екатеринбургской епархии, настоятель Благовещенского храма в Академическом районе Екатеринбурга.

– В 1166 году святой благоверный князь мученик Андрей Боголюбский совершает успешный поход в земли волжских булгар. Ощущая помощь Божию в этом предприятии, как и во всей жизни, этот удивительный человек, прозванный Боголюбским за свою религиозность, становится инициатором учреждения двух церковных праздников: Всемилостивого Спаса и Покрова Пресвятой Богородицы.

Матерь Божья в жизни святого князя Андрея неоднократно являла Свое участие самым непосредственным образом. И он каждый раз откликался на это участие, да так, что оставлял значимый след в русской церковной жизни и истории.

Именно святой Андрей Боголюбский обретает икону Владимирской Божьей Матери и строит величественный Успенский собор во Владимире, ставший образцом впоследствии для творений Аристотеля Фьораванти в Московском Кремле. Именно его останавливает Сама Богородица чудом от Своей иконы «Знамение» в 1170 году, когда он во время очередной междоусобицы хотел разорить Великий Новгород.

И праздник Покрова – это тоже результат любви святого Андрея к Богородице. Человек начитанный в Священном Писании и церковных летописях, святой Андрей, с детства знал о чуде во Влахернском храме Константинополя, случившемся за триста лет до него. Описание видения его соотечественника, славянина блаженного Андрея Христа ради юродивого со своим учеником Епифанием шествующей в сопровождении двух Иоаннов – Крестителя и Богослова – Божьей Матери во время церковной молитвы, еще в юности тронуло сердце князя. Ведь народ Константинополя, собравшийся в храме, только в Боге и искал спасения от осаждавших Константинополь славян. И вот славянскому святому у греков явлено чудо помощи тем же самым грекам от славянских разбойников. Богородица простерла Свой Покров над всеми верующими, моля Христа Сына и Бога Своего явить чудо милости над кающимися грешниками. Как свидетельствует греческое описание: буря разметала корабли грабителей, и город и народ были спасены.

Князь Андрей не нашел специального богослужения в честь этого события и тогда дерзнул сам приложить руку к составлению той службы на Покров Пресвятой Богородицы, которую мы сейчас имеем. К тому же сам праздник в числе других церковных торжеств получил статус Великого и очень быстро полюбился русскому церковному народу. Непростая жизнь людей, в условиях отсутствия стабильности, уверенности в завтрашнем дне, между голодом от неурожаев, болезненными поветриями, набегами внешних врагов и внутренних ссор естественным образом обращает внимание и надежду на ту, к Которой со дня Успения апостолы, а после и все христиане обращаются с возгласом: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Потому и стремление быть под Ее защитой и покровительством, так естественно и благочестиво.

Интересно, что греческое церковное сознание дошло до понимания значимости события Влахернского чуда лишь в середине прошлого столетия. До начала Второй мировой войны это событие праздновалось в греческой церкви как рядовое, что, в общем, и справедливо, учитывая богатую и насыщенную церковную историю святости Константинополя и Эллады. И лишь после освобождения от немецкой оккупации праздник Покрова был провозглашен национальным праздником, объединенным с Днем освобождения, который отмечается 28 октября и носит ныне церковно-государственный характер. Спустя более 1000 лет греческое церковное сознание воздало должное чудесному вмешательству Богородицы в их жизнь отчасти по схожему поводу.

На Руси же количество Покровских храмов, начиная с построенного Боголюбским жемчужины русского зодчества Покрова на Нерли, и до сего дня стремительно росло. Тем самым обнаруживалась потребность христианского понимания течения жизни. В честь Покрова назывались города и села, а в приютах, подброшенным младенцам давались известные русские фамилии: Покровские.

Покровский храм стал архитектурным символом России и Москвы в частности, так как известнейший архитектурный ансамбль на Красной Площади, чаще именуемый собором Василия Блаженного, на самом деле – Покровский собор, поскольку главный из его 11 приделов посвящен именно Покрову Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова, установленный святым Андреем Боголюбским, стал событием, связавшим и пронизавшим своим духом всю русскую историю. В XIX веке в мире появилось явление, известное нам сейчас как национализм, направленное не столько на сохранение достоинства людей одной национальной принадлежности, сколько на разделение и оправдание национальных конфликтов.

И насколько узок и мелочен национализм оказался даже в контексте русской церковной истории, в которой Покров Богородицы – ценность не меньшая чем для греков: спасение последних от наших же предков, и свидетельство об этом спасении от нашего же предка.

Пример Праздника Покрова – не разделение, а объединение вокруг Христа и Его Матери, вокруг самого понятия – «добрый человек».

И в этот праздник, дорогие братья и сестры, искренне желаю всем вам добра и покровительства Пресвятой Богородицы ныне и присно и во веки веков!

 

Смотрите также:

14 октября Православная Церковь празднует Покров Пресвятой Богородицы

Действующие лица