По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

20 августа 2020

Протоиерей Андрей Канев: «Спасутся ли яблоки в Яблочный Спас?»

В чем смысл праздника Преображения Господня, который в народе именуется Яблочным Спасом, при чем тут яблоки и зачем их спасать, рассказал читателям газеты «Уральские военные вести» протоиерей Андрей Канев, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери на Семи Ключах города Екатеринбурга, помощник начальника отделения по работе с верующими военнослужащими Центрального военного округа.

 В попразднство Преображения Господня публикуем материал этого издания.

 Спас и яблоки

Чтобы понять суть этих названий надо взять самый яркий пример – это Яблочный Спас, который отмечается 19 августа. В церковном календаре этот день называется совсем по-другому – Преображение Господне. И ни слова про яблоки. Можно набрать в поисковике название этого праздника и увидеть, что слово «Спас» часто пишется с маленькой буквы. Это слово для современного человека часто означает название охранного предприятия или центра спасателей МЧС. Буквальный смысл названия получится весьма странный – то ли охрана доставки яблок, то ли спасение этих яблок от уничтожения вредителями или потребителями.

В древнерусском языке слово «Спас» было сокращением слова «Спаситель», которым является Иисус Христос. Например, Главная икона Главного военного храма Министерства обороны России называется «Спас Нерукотворный» то есть образ Иисуса Христа, появившийся без усилий рук художника.

История Преображения

О преображении мы узнаем из главной книги об Иисусе Христе, из Евангелия. Иисус взошел на гору Фавор и взял с собой трех самых горячих в вере учеников. На горе Христос преобразился, отсюда и название праздника – Его одежда бедного путника стала белее снега, а лицо Его ярче солнца. Явились два самых почитаемых в Ветхом Завете пророка Моисей и Илья и беседовали с ним. Затем гору окутало облако и прозвучал голос Отца Небесного – «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».

Преображение. Зачем это было нужно?

Чтобы понять зачем Христос преобразился, надо посмотреть на время этого события. Преображение состоялось незадолго до крестной смерти Спасителя. Иисус Христос хорошо знал, что совсем скоро наступит время, когда Ему ради спасения людей от плена смерти и ада нужно будет идти на крест, умереть и воскреснуть как победителю. Но вера учеников была еще слаба. Их нужно было укрепить в вере перед трагическими событиями.

Защитники Брестской крепости в 1941 году знали, что погибнут и оставили нам послания на стенах: «Мы умираем, но не сдаемся». Чтобы мы, зная историю их подвига, видя разрушенную крепость, истерзанные боем тела солдат, временно оккупированную врагом землю Родины поняли, что они победили силой духа, они не проиграли.

Так и Иисус Христос зная, что Он победит смерть и воскреснет знает и то, что буквально через несколько десятков дней ученики увидят его избитым, в терновом венце, изможденным от казни бичеванием, несущем крест на место своего распятия и в итоге убитым. Иисус Христос преображается не для себя. Преображение самому Христу не дает ничего нового, он не изменился. Он ученикам показывает, кем Он является на самом деле – истинным Богом, который стал истинным человеком. Чтобы ученики сохранили веру, когда увидят Его как будто проигравшим. Они потом вспомнят об этом, поймут, что пророки приходили не просто так. Пророк Моисей, который получил 10 заповедей давно умер, Илья, взят живым на небо. И вот они явились ко Христу, как хозяину жизни и смерти, как своему Творцу и Вседержителю. Поэтому церковь установила 19 августа вспоминать о преображении Господа, как событии, которое учит нас, что под внешними обстоятельствами жизни, порой трудными и неприятными всегда при желании можно увидеть заботу любящего Бога о человеке, о его спасении.

При чем тут яблоки?

Я думаю, что вы поняли, что к преображению Иисуса Христа яблоки и прочие фрукты-овощи не имеют никакого отношения. Наши предки были правильно воспитаны, они понимали, что не только от твоих усилий зависит урожай, но в первую очередь от Бога. Поэтому приходили в храм с первыми плодами нового урожая, чтобы поблагодарить Отца Небесного за заботу и милость. Плоды освящались молитвой и святой водой. Часть урожая люди оставляли в храме для раздачи бедным, а часть уносили домой, чтобы в кругу семьи, с молитвой вкусить освященных плодов.

Особенность крестьянского быта такова, что в августе идет горячая страда, покос, начало сбора урожая и прийти в храм, когда хочется не получится. А в великий праздник Преображения никто не работал, одевал лучшие одежды и шел в храм на службу и заодно приносил первые плоды урожая для освящения. Главным было Преображение Иисуса как начало Его крестного пути, а яблоки делом второстепенным.

Спасутся ли яблоки в Яблочный Спас?

Яблоки однозначно не спасутся. Спасутся ли люди, которые забыли главное – Бога дающего спасение и вечную жизнь, и ищущие только земного – это большой вопрос. Поэтому в возрождении традиций надо видеть духовную суть событий, а не их, пусть даже привлекательную и съедобную внешность. Если вы не выращиваете яблок, но на вашем огороде что-то выросло, приходите в храм почтить день Преображения Господня и поблагодарите Бога за заботу и освятите с благодарностью то, что выросло. Вот это будет по-настоящему и правильно. А если ничего не выращиваете, и нечего освятить, то это не страшно, тоже приходите. Преображение, как мы выяснили, это не день огородника, нам всегда есть за что поблагодарить Отца Небесного.