По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
5 октября 17:27
«Показать торжество православия»: в «Большом Златоусте» идут масштабные работы по благоукрашению храма

В главном венчальном храме Екатеринбурга, по благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, ведутся масштабные работы по благоукрашению внутреннего пространства храма. Художники-иконописцы артели имени преподобного Андрея Рублева расписывают стены и своды «Большого Златоуста». Как изменится храм в течение года, какие сюжеты и образы украсят его – об этом и многом другом настоятель и участники иконописной артели поведали журналистам.

«Большой Златоуст», построенный «с нуля» на своем историческом месте, стал действующим храмом в 2013 году. Созданный на средства благодетелей и прихожан, он стал одной из главных достопримечательностей Екатеринбурга. Сегодня, по прошествии пяти лет, пришла пора расписать стены и своды. В течение года храму-колокольне предстоит создание святых ликов, библейских сюжетов и орнаментов на стенах, общая площадь которых составляет порядка 2 600 квадратных метров.

- Каждый православный храм должен быть расписан, - отметил в общении с журналистами настоятель храма «Большой Златоуст» иерей Виктор Явич. – Так всегда было на Руси - роспись храма его благоукрашала. Это своего рода проповедь Евангелия, когда мы видим в храме Евангельские сюжеты, лики Господа Иисуса Христа, Богородицы и святых угодников Божиих.

Пространство каждого из трех приделов,  по словам отца Виктора, будет оформлено соответствующими Евангельскими сюжетами.

- Так, центральный придел будет расписан сюжетами Сошествия Святаго Духа на апостолов, которое произошло в Пятидесятницу. Второй придел - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Правый придел у нас мученический – в честь мученика Максимилиана, отрока Эфесского, и, соответственно, будут сюжеты  из житий мучеников Церкви, - рассказал отец Виктор.

Представители ведущих уральских СМИ увидели, как иконописцы благоукрашают храм, как пишут сюжеты и иконы на стенах и сводах.

По словам Дионисия Лисицына, руководителя артели имени преподобного Андрея Рублева, на данный момент идет работа над сводами храма. Центральным изображением будет Христос Пантократор. Это масштабное купольное изображение, где Христос предстает в образе Небесного Царя.

- В православном храме существует канон и традиционное изображение росписи стен храма. Главная задача – показать торжество Православия. Иконопись, роспись храма – это всегда богословие в красках, то есть изображение Священного Писания Нового и Ветхого Завета, - отметил Дионисий Лисицын.

Вокруг изображения Христа на данном этапе пишутся сюжеты, связанные с Господом, то есть изображение сцен из Нового Завета, а также великих двунадесятых праздников.

Для росписи стен используется современная техника силикатной живописи.

- Силикатная краска хороша тем, что, подобно древним фрескам, она глубоко впитывается в специальную штукатурку и сохраняется на многие века. Связующим веществом таких красок явился совершенно новый материал - растворимое стекло: сплавление чистого кварцевого песка с содой (углекислым натрием) или же поташом (углекислым калием), - рассказал руководитель артели имени преподобного Андрея Рублева.

Главный венчальный храм уральской столицы необычен тем, что по внутренней площади стен и сводов он почти втрое большего обычного храма: 2 600 кв.м. у «Златоуста» против 700-1000 кв.м. у обычного храма.

- Храм «Большой Златоуст» строился как колокольня. И колонны, ее поддерживающие, сделаны очень мощными, чтобы удержать многотонные колокола. Площадь этих столпов огромная. Обычно, в других храмах, столпы не такие масштабные, и на них традиционно изображаются столпники-мученики. А на стенах этих колонн во всем величии подробно можно расписать Ветхий и Новый Завет, - отметил Дионисий Лисицын.

Столь внушительный объем работ требует значительных временных затрат и немалое количество мастеров. Иконописцы артели имени Андрея Рублева прибыли в Екатеринбург из разных мест, но все - выходцы из традиционных иконописных школ: Троице-Сергиевой Лавры, Москвы, Тобольска, Владимира, Сергиева Посада, Дубны.

Мастера постоянно обмениваются опытом и много лет сотрудничают. По словам Дионисия Лисицына, роспись храма это всегда значимое событие в профессиональной среде. Узнав о готовящемся проекте росписи «Большого Златоуста» в Екатеринбурге, в артель стремились попасть иконописцы со всей страны. По словам руководителя коллектива, конкурс доходил до 30 человек на место.             

В артели имени Андрея Рублева все участники – не только профессионалы своего дела, но и, подобно легендарному русскому иконописцу, прославленному в лике преподобных, верущие, воцерковленные люди, исповедующие веру Христову. По словам Дионисия, все они участвуют в богослужениях и в целом стараются вести благочестивый образ жизни.

- Каждый день начинается с утреннего правила, перед началом работы молюсь Преподобному Андрею Рублеву, - рассказал один из членов артели Максим Кудрин. Также иконописец поведал, что во время росписи всегда молится святому, лик которого создает. Без такого «общения со святыми», по словам мастеров артели, при росписи храма не обойтись.

Кроме внутренних работ в храме планируется и благоукрашение куполов. По словам отца Виктора, обновление покрытия будет производиться силами Русской медной компании, которая вместе с УГМК и возводила этот храм. Отец Виктор надеется, что к осени 2019 году с Божией помощью все работы по благоукрашению будут завершены.

Напомним, храм «Большой Златоуст», носивший в Царское время название Максимилиановской церкви-колокольни, был возведен и освящен в конце XIX века. Главной достопримечательностью Максимилиановской церкви были колокола. На колокольне их было 10, общим весом 1433 пуда 65 фунтов (23,5 т). Самый крупный колокол, благовест, весил 1000 пудов (16,4 т) и был четвертым по величине в России после главного колокола Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге, весом в 1752 пуда (28,7 т), Успенского колокола в 4000 пудов (65,5 т) и Реута в 1200 пудов (19,7 т), установленных на Колокольне Ивана Великого в Москве.

В 1930 году прошлого столетия храм был взорван и полностью уничтожен.

Решение о восстановлении храма-колокольни «Большой Златоуст» было принято Екатеринбургской епархией совместно с руководителями крупнейших уральских промышленных корпораций, которые, в свою очередь, получили поддержку администрации города Екатеринбурга. Обязательства по обеспечению строительства и финансированию проекта взяли на себя ООО «УГМК-Холдинг» и ЗАО «Русская медная компания».

14 октября 2006 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, на месте старого фундамента состоялась церемония закладки первого камня восстанавливаемого храма-колокольни «Большой Златоуст».

22 февраля 2008 года в Каменске-Уральском были завершены работы по отливке 1000-пудового (16-тонного) колокола — того самого, что именовался в народе «Большим Златоустом». Он был поднят и смонтирован на колокольне строящегося храма. Высота колокола составила 5 метров, диаметр — 3 метра. Величественный благовест украсил полутораметровый образ святых Царственных страстотерпцев. Монтаж и освящение остальных колоколов звонницы были завершены 24 апреля 2009 года. Всего на колокольне возрождаемого «Большого Златоуста» было смонтировано четырнадцать колоколов, весом от 6 кг до 16 тонн.

Сегодня 16-тонный благовест «Большого Златоуста» - самый большой в Екатеринбургской епархии.