По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Кирилла
1 апреля 11:39
«Грядет Господь на вольную страсть»: Великопостные беседы на Вход Господень в Иерусалим

О самообмане жителей Иерусалима, о «тесном и узком» пути через смерть к воскресению рассуждает в очередном своем Великопостном наставлении руководитель миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

- «Грядет Господь на вольную страсть» - так поется в одном из песнопений Страстной седмицы. И это правда, так как войдя на Пасхальные праздники в столицу, Христос неоднократно предупреждает Своих учеников, что впереди Крест, страдание и смерть.

Однако именно в этот день можно было бы и забыть о грозных предупреждениях потому, что Вход в Иерусалим был просто впечатляющий. Огромное стечение народа по пути следования, крики приветственных благословений, постилание одежд - перед людьми на краткий миг сверкнула удивительная надежда, что вот сейчас, ничего особенно самим делать не нужно будет, зато все сразу изменится и будет хо-ро-шо!

Ажиотаж вызван, безусловно, величественным и потрясающим событием, о котором моментально узнали в Святом Городе. Христос воскресил умершего Лазаря, как о том говорят документы его эпохи – свидетельства евангелистов, умершего уже как четыре дня и тронутого тлением, по крайней мере, об этом говорило обоняние.

Смерть – главный и последний враг всего. Она всегда приходит внезапно, она в нормальном психическом состоянии не желанна. Смерть – это горе и беда, потому что нет на похоронах радости и веселья. Да, смерть – это и предел греха. Некоторых преступников радикально изолируют от общества, подвергая именно смерти, и это все равно ужасно, хотя в той же средневековой Англии из публичных казней устраивали зрелища для народа, да и в нашей духовной стране при некоторых правителях людей казнили на потеху толпе, расчеловечивая не только казнимых, но и зрителей.

А здесь – Христос изымает Лазаря из условий причинно-следственных связей и делает его вновь живым. Потому что Он – Бог, и смерть – не Его рук дело, а совместное «достижение» человека и дьявола, и естественно Творцу навести порядок в хозяйстве жизни человека, раз уж он его сам запустил до такого разваливающегося состояния.

И вот десятки тысяч людей, узнавшие об этом величайшем чуде, применили «новую весть» к себе. Оказывается, можно жить, как получится, а потом Христос все равно воскресит тебя, а возможно, если Его уговорить, так и вовсе избавит от этой неприятности как смерть, ведь у Него есть механизм решения этой проблемы. И всего-то нужно – задекларировать свою причастность к этому дивному новому миру в качестве подданного нового Царя. Почему все и побежали дружно Его приветствовать.

 Если бы это не был самообман, под влиянием которого жители Иерусалима устроили такую встречу Христу, не было бы их странного поведения на Страстной. В дальнейшей проповеди они расслышали неприятные слова о том, что Царство Его не этого мира и вот это «хо-ро-шо» просто по щелчку не получится, нужно меняться самому человеку для Его Царства и добровольно согласиться не только меняться, но и идти очень «тесным и узким» путем, через смерть, как раз – к воскресению. В судьбе человека – человек же и ставится в центр событий, и именно от человека все зависит, а Бог, проложивший путь, придет на помощь в любой момент, если человеку она понадобится, но он должен делать все сам. И уже в среду в Гефсимании - Христос без толпы, а в четверг за небольшую мзду толпа кричит совершенно другие вещи, а в пятницу – выходит поглазеть совершенно на другое зрелище, но это уже история будущих дней.

А сегодня и мы, восклицаем, впуская Его в нашу жизнь: «Осанна в Вышних, благословен Грядый во имя Господне»!