По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

4 сентября 2017

Владыка Тихон: «Самый главный вопрос для нас – повзрослеть» (видео лекции в Парке истории 3 сентября)

Возможностью осмыслить уроки столетней давности стала для слушателей лекция «Февральская революция: что это было?», с которой  председатель Патриаршего Совета по культуре епископ Егорьевский Тихон, викарий Святейшего Патриарха выступил в региональном мультимедийном парке «Россия – Моя ис­тория» 3 сентября 2017 года после его открытия. 

Событием, повлиявшим без исключения на каждого из нас, живущих в России, назвал Февральскую революцию 1917 года владыка Тихон.

– Февральская революция повлияла на всех наших предков, без исключения, повлияла на наших дедов, отцов, матерей и на нас, – сказал лектор.

По словам владыки Тихона, нет ни одной судьбы среди наших предков, кого не коснулись бы изменения, произошедшие со страной в результате февральской революции: кого-то репрессировали, кто-то бежал в эмиграцию, кто-то шел в новую тогда систему образования, кто-то делал карьеру, а потом эта карьера рушилась, кто-то отсиживался, кто-то не смотря ни на что, созидательно жил и действовал в новом государстве, создавая действительно великую страну  с грандиозными достижениями.

Приведя известное высказывание российского историка Василия Осиповича Ключевского о невыученных уроках истории,  на примере февральских событий лектор предложил попытаться разобраться в том, чему учит нас история.

– Это все наша история, и чем глубже и честнее, не обманывая самих себя, мы будем знать эту историю, тем больше мы узнаем самих себя, – подчеркнул владыка Тихон. 

Лекция и общение с залом длились около трех часов. Но это время, как отмечают слушатели, пролетело незаметно. Владыка Тихон развернул картину величайших достижений, с которыми Россия вступила в начало ХХ века. В сильной, процветающей империи были решены ключевые вопросы социально-экономического развития. Россия была первой по темпам промышленного производства в мире, по экспорту зерна и многих товаров и продуктов. Был решен земельный вопрос –  крестьянам принадлежало 68% земель, причем, на Урале и в Сибири – 100%.  За Россией было лидерство по строительству железных дорог – 500 км в год, на фоне 120 км в год строительства дорог немцами в Турции и 200 км – на строительстве БАМа в СССР. Россия была страной передовых научно-технических достижений – от самолета и радио до автомата и сейсмографа.

Владыка Тихон в своей лекции раскрыл истинный образ Царя Николая II – сильного, мудрого правителя, создавшего мощный задел для дальнейшего поступательного развития вверенной ему державы. Особое место занял рассказ об обстоятельствах, приведших к крушению великой империи, и о том, какую роль сыграли в череде трагических событий российские элиты, предавшие своего Государя. 

– Николай Александрович одержал прекрасные и знаменательные победы на фронтах, победы в социальном строительстве, победы в промышленном строительстве, – подчеркнул викарий Святейшего Патриарха, отметив, что государь потерпел сокрушительное поражение в том, что касается идеологии в стране.  Но при этом, по словам владыки,  последний российский император «одержал самую величайшую победу, которую может одержать христианин. Он одержал победу духа как православный человек и получил здесь венец вечной жизни».

Сравнивая общество с человеческим организмом, владыка Тихон отметил важность сохранения крепкого иммунитета. Для чего необходимо знание истории своего Отечества и чрезвычайно полезен открывшийся в Екатеринбурге Парк Истории.

Отвечая на вопросы слушателей по окончании лекции, владыка Тихон высказался по самым волнующим общественность темам: от отношения к фильму «Матильда» до признания царских останков.

– Самый главный вопрос для нас – повзрослеть, – сказал владыка Тихон. –  Нам, конечно, надо повзрослеть, нам надо мыслить конструктивно и критиковать так, как замечательно говорил Королев: «Критикуя, предлагай; предлагая, действуй». А просто критиковать, сидя на завалинке, мотая ногами и лузгая семечками, – любимое занятие нашей прекрасной, милой, креативной интеллигенции, но вот к чему это все приводит. И потом – к неадекватному восприятию реальности. Мы начинаем верить неизвестно во что. Не надо идти в общем потоке, в общем стаде, но мозги-то иногда включать надо.

Наш замечательный великий святой, святитель Филарет (Дроздов), у которого с Пушкиным была замечательная стихотворная переписка (Пушкин именно к нему обращал два своих стихотворения), дал удивительное определение, что такое свобода. «Свобода, – говорил он, – это способность и возможность выбрать лучшее». Способность выбрать тайно навязанное тебе – это не свобода, это рабство, а вот мудрость и способность определить, что есть лучшее, выбрать его и реализовать – это есть христианская свобода, это и есть цель христианской аскетики.

Текстовую версию лекции и ответов на вопросы смотрите на сайте телеканала «Союз».

ТК «Союз»​. Лекция епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) «Февральская революция: что это было?»

 

Смотрите также:

Лекция епископа Тихо­­на в прямом эфире телеканала «Союз» транслирова­л­ась на 87 стран мира

Встреча епископа Тихона с уральской молодежью началась с лекции о февральской революции