По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

25 июля 2017

«Может ли монах не быть счастливым?»: архимандрит Алексий поделился опытом монашеской жизни на Святой Горе Афон

«Что такое счастье в монашеской жизни?» – «Господь сказал: “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал”. Как же монаху не быть счастливым и довольным, что Господь избрал его, привел во Святая святых служить Богу?!» Таким был один из вопросов и ответов на собрании монашествующих, которое состоялось 24 июля 2017 года в Екатеринбурге в рамках регионального этапа XXVI Международных Рождественских чтений. Игумены, игумении и монашествующие 18 монастырей Екатеринбургской митрополии  собрались в Александро-Невском Ново-Тихвинском женском монастыре, чтобы встретиться с игуменом афонского монастыря Ксенофонт архимандритом Алексием (Мадзирисом) и задать вопросы о правильном устроении монашеской жизни. Собрание прошло под председательством митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, присутствовал также викарий Екатеринбургской епархии епископ Среднеуральский Евгений.

«Нравственные ценности и будущее человечества» – такова тема предстоящих Рождественских чтений. Монастыри издревле являются хранителями высочайших нравственных ценностей и идеалов; на них с надеждой смотрит весь мир. При каких условиях монастырь поистине становится школой святости и источником вдохновения для всех окружающих? Основным условием является то, что в монастыре сохраняется дух отречения от мира. Это и есть средство сохранения нравственных ценностей для каждого монаха и для монашеского братства в целом, отметил архимандрит Алексий. В своем докладе игумен монастыря Ксенофонт напомнил собравшимся о преподобном Феодоре Студите, который созидал свои обители в тяжелые времена иконоборчества, однако ему удалось построить монастыри, где поистине царил дух мироотречения и где духовная жизнь процветала.

– Вы видите, что как сейчас, так и всегда были сложности. И этот богоносный отец является для нас направляющей стрелой, указующей путь для каждого игумена, – сказал отец Алексий.

Он отметил, что сам преподобный Феодор во всем руководствовался древним монашеским преданием, правилами святителя Василия Великого. И в наши дни игумены и монашествующие призваны обратиться к многовековому монашескому преданию. Основы монашеской жизни остаются неизменными: интенсивная литургическая жизнь, гармоничное сочетание трудов и молитвы, послушание всех братий одному духовному отцу, игумену, дух нестяжательности и отречения от мира – все это делает монастыри подобными первохристианским общинам, где святость была нормой жизни.

Особая роль в созидании духа отречения от мира принадлежит игумену.

– Игумен – это духовный отец, который как новый Моисей призван вводить своих чад в область Божественного присутствия», – сказал отец Алексий. От любви и внимания игумена к братиям зависит то, чтобы между всеми братиями была крепкая связь, чтобы каждый чувствовал, что монастырь – это его семья, и ни у одного насельника не было желания даже ненадолго выйти за стены обители. «На Афоне каждого нового брата приводят в его келью и говорят: “Отсюда только в рай”. И всякий с самого начала понимает, что монастырь – это его единственный дом, – рассказал отец Алексий. Монашеское братство становится новой семьей послушника, и для него важно уже не обращаться вспять, не стремиться к общению с теми, кого он оставил в миру.

Игумен призван научить брата тому, чтобы он полностью принимал все обычаи и порядки в обители, никогда не допуская помыслов осуждения:

– Когда монаху приходят помыслы ропота, нетерпения, недовольства и он думает: “Здесь делается что-то не так”, – ему нужно иметь благородство, мужество и уметь сразу останавливать себя, не внимать этим помыслам. Тогда в его сердце всегда будет гореть огонь ревности, и он не утратит радости и вдохновения.

Духовному отцу важно найти индивидуальный подход к каждому монаху, помочь ему определить меру правила и других подвигов.

– Ни в коем случае нельзя давать всем одно правило, – отметил отец Алексий. – Каждый человек имеет свое устроение, свою наследственность и прошлое, свои немощи; люди различаются и телесными силами, и душевной крепостью. И высшей несправедливостью будет ко всем относиться равно. Даже один и тот же человек может сегодня иметь одно состояние, а завтра другое.  Может случиться так, что брат охладеет к молитве и оставит свое правило. В таком случае можно дать ему совсем маленькое «правильце», и постепенно он придет в прежнее состояние.

И отец Алексий привел такой пример из жизни преподобного Паисия Святогорца. Однажды к старцу пришел монах и сказал: «Старче, я не хочу исполнять правило. Что ты мне посоветуешь?» Старец успокоил его: «Ну, ничего страшного, не хочешь – не исполняй». Монах растерялся: он не ожидал такого ответа. Он ушел, а через неделю вновь пришел к старцу Паисию: «Старче, а ты серьезно мне сказал, что не нужно молиться?» – «Ну, ты же не хочешь?» – «Вообще-то немножко хочу», – признался монах. Тогда старец сказал: «Ну, хорошо, молись одну четку в день». Через неделю монах вновь пришел к старцу: «Старче, мне стыдно всего одну четку молиться, дай мне что-то побольше». И так постепенно этот монах вновь стал ревностным в молитве.

Игумен, которому вручена духовная власть от Бога, может очень многое сделать для своих чад. Его благословением освящается всё в жизни монаха. И потому, как сказал отец Алексий, очень важно, чтобы монахи советовались о своей духовной жизни, делились своими переживаниями и трудностями только с игуменом и ни с кем иным. Именно так в монастыре всё подчиняется одной воле, и киновия действует как единое целое, одно сердце и одна душа. И дьявол не может найти брешь в таком братстве, оно надежно ограждено от мирского духа.

– Всегда, когда монах что-то делает по благословению, – это безопасно. А если он что-то совершает по своей воле, тогда есть опасность, что он сделает это по пристрастию. Оказав послушание игумену, монах всегда выигрывает, – отметил  игумен. – Напротив, когда монах имеет дух неустойчивый и беспорядочный, верит своим помыслам и не внимает вразумлениям игумена, то он в духовной жизни постоянно проигрывает и приобретает мирской дух.

Отец Алексий ответил на многочисленные вопросы собравшихся, каждый раз призывая всех быть верными монашескому преданию и стараться жить свято – в духе смирения любви и молитвы.

Митрополит Кирилл искренне поблагодарил отца Алексия за то, что он поделился своим духовным опытом:

– Отец Алексий уже 50 лет несет послушание игумена, 50 лет отвечает за души братий, созидает монастырь, и каждое его слово для нас очень дорого.

Затем владыка подытожил собрание, сказав:

– Очень важно, чтобы каждый новый человек, приходящий в обитель, сразу попадал в правильную духовную атмосферу и усваивал настоящий монашеский дух. В обители должны приходить не такие люди, которым не удалось устроиться в жизни и которые рассчитывают просто найти в монастыре кров и пищу, а те, которые подлинно ищут духовной жизни, ищут отречения от мира и единения с Богом. И у таких людей не будет возникать вопросов, например, почему не надо выходить из обители, почему надо всегда слушаться игумена и так далее.

И, по словам владыки, русским монашествующим сейчас очень важно перенимать опыт святогорских монастырей.

 

Смотрите также:

Игумен монастыря Ксенофонт ответил на вопросы участников монашеской секции в рамках Рождественских чтений