По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

12 февраля 2017

В день празднования Собора Вселенских учителей архипастыри совершили Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе

12 февраля 2017 года, в неделю о блудном сыне, в день празднования Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат и епископ Среднеуральский Евгений, викарий Екатеринбургской епархии, совершили Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.

Архипастырям сослужили: секретарь митрополита Екатеринбургского и Верхотурского иеромонах Кирилл (Корытко), настоятель Свято-Троицкого собора, ректор Екатеринбургской духовной семинарии протоиерей Николай Малета, старший священник Храма-на-Крови протоиерей Максим Миняйло, а также духовенство храма и епархии.

Проповедь по запричастном стихе произнес епископ Среднеуральский Евгений.

По завершении богослужения митрополит Кирилл поздравил собравшихся с праздником и обратился к пастве со словом назидания.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

– Сегодняшний день для нас с вами – великий и большой праздник-напоминание о нашей с вами жизни. А что такое жизнь человека? Она всегда являет собой образ существования человека и Бога. И даже тогда, когда человек противостоит воле Божией и Божьему Закону, все равно он являет собой это неразрывное единение. Потому что когда человек даже борется с Богом, даже когда он совершает антибожественные дикие действа в отношении того, кто его создал, кто являет собой этот образ Творца и благодетеля для каждого из нас, – даже тогда человек всегда становится действием этого Божественного и ни с чем несравнимого Божьего промысла. И вот эта жизнь человека и эти отношения его с Богом – они всю человеческую историю соединяют в себе, потому что вся человеческая история есть история отношений Бога и человека.

А мы часто вспоминаем Бога тогда, когда нам становится плохо. И блудный сын – образ нашего человечества – это то, чем мы являемся по своей сути. Когда у нас все хорошо,  когда у нас все есть, мы считаем, что все это наше, и идем своим путем. А когда нам плохо и когда действительные скорби одолевают нашу жизнь, то тогда мы вспоминаем о Том, у Кого мы все это взяли, и начинаем обращаться к Нему с просьбами. И поэтому милость Божия является тогда, когда она обращена к человеку через человеческие скорби. Потому что если по-другому человек не может себя соединить с Богом, не может на Него обратить свое внимание, то чем еще можно обратить Его взор на эту Божественную любовь, которая обымает каждого из нас? И тогда у нас бывают болезни, скорби, несчастья, и мы видим, что никаким человеческим образом не можем одолеть то состояние души, и тогда невольно начинаем обращать свое внимание к Тому, у Которого мы все это взяли: эту любовь и все, что считали своим, и всю нашу жизнь, и все то, что вместе с ней мы имеем. А на самом деле – это Божий подарок каждому из нас.

Вот и для нас сегодня образ блудного сына – это образ нашего обращения к Богу: через скорби, через страдания, через осознание своей немощи и невозможности самому лично совершить что-то, что могло бы изменить нашу жизнь. И когда мы только начинаем, только обращаем внимание свое на нашего Отца, нашего Творца, мы ощущаем на себе эти протянутые к нам Божественные руки помощи и попадаем в эти Божественные объятия, которые принимают нас такими, какие мы есть. Потому что мы с вами – творения Божии, и любовь Его к каждому из нас безгранична.

Необходимо в этой жизни одно маленькое, но для каждого человека, наверное, сложное условие – увидеть всю свою немощь, немощь своего естества и обратиться к Богу, сделать этот первый шаг к тому, чтобы мы вновь вернулись к Отеческому дому. Чего и желаю каждому из нас в этой жизни ощутить, и что святая Церковь передает каждому через Таинства покаяния и причащения святых Христовых Таин – возвращение к Богу и воссоединение с ним.

Мы имеем эту возможность всегда, когда исповедуемся и причащаемся Божественных Таин. Это и есть единство Святой Церкви, где вокруг Чаши Христовой объединяются совершенно разные люди. И мы являем собой уже не каждого человека по-отдельности, а, как говорил апостол Павел: «Живет во мне Христос». И когда Христос живет в каждом из нас, то мы становимся не сами по себе, но единым организмом – Телом Христовым, которое являет собой это великое Божественное, часто нами не понимаемое чудо, благодаря которому мы выживаем на этой земле.

Я сердечно поздравляю всех с праздником и желаю каждому из нас и в сегодняшний день, и в грядущее время подготовки к Великому посту, и в сам Великий пост, и всегда-всегда в нашей жизни – желаю ощущения вот этого единения нас грешных и недостойных, слабых людей с Богом-Отцом. И Его Отеческие объятия сегодня простерты, как и всегда, к каждому из нас. Пусть всегда в нашей душе будет это желание сделать шаг к Богу и, уже войдя в эти Божественные объятия, никогда из них не выпадать, не удаляться на страну далече.