По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

1 ноября 2016

4 ноября в монастыре на Ганиной яме состоится презентация столетнего фортепиано фирмы Беккер

В музейно-выставочном центре монастыря Царственных страстотерпцев в урочище Ганина яма появилось отреставрированное дореволюционное фортепиано производства Фабрики роялей Якоба Беккера.

4 ноября 2016 года по окончании Божественной литургии в 11:30 в монастырском музее состоится концертная программа, главным участником которой станет этот уникальный инструмент. Он вновь подарит слушателям музыку Шумана, Чайковского, Крейслера.

Фортепиано передала монастырю в дар Наталья Борисовна Мельник, кандидат философских наук, доцент каф. философской антропологии Института социальных и политических наук УрФУ. Примерное время его изготовления определено специалистами по «Атласу номеров фортепьяно Фирмы Беккер» и отнесено к 1905-1910 гг. Это – очень неординарный инструмент, близкий по своим характерологическим признаками и свойствам к роялю. Специалисты определили его тип как концертное фортепиано, а его состояние – весьма хорошим, с минимумом повреждений для такого года выпуска. Сейчас реставрация инструмента, при которой происходит замена некоторых частей механизма аутентичными, выписанными из Германии, полностью завершена. Был восполнен лаковый слой корпуса, заменены утраченные пластины клавиш на идентичные из слоновой кости. Как правило, сейчас на клавиши устанавливаются пластиковые накладки, однако реставраторы ради этого инструмента пошли иным путем. Была найдена слоновая кость столетней давности, именно из нее и изготовлены накладки на клавиши. Также заменена левая прежде утраченная педаль. Благодаря реставрации инструмента полностью восстановлены его исполнительские возможности. Специалисты уверены, что теперь он может стать не только интереснейшим экспонатом музейно-выставочного центра монастыря, но и центром притяжения любителей музыки.

О том, как это фортепиано попало в Екатеринбург, рассказывает его даритель – Наталья Борисовна Мельник:

«Инструмент появился у нас в 1971 году. Он был куплен для меня родителями у своих друзей. Тогда было престижно учить детей музыке. А фортепиано в доме – символ «приличной семьи». В семье друзей обе дочери занимались музыкой. У них в доме и стоял этот «Беккер». Семья была интересная. Маргарита Александровна Зайцева – коренная москвичка, приехала в Свердловск учиться и здесь вышла замуж за своего однокурсника из Режа Адольфа Мокроносова. Мама с Маргаритой Александровной были коллегами и преподавали на кафедре ботаники Свердловского государственного педагогического института. Фортепиано в Свердловск привезли из Москвы в 1961 г. от сестры Маргариты Александровны – врача Боткинской больницы – специально для того, чтобы учить девочек музыке. Девочки занимались без энтузиазма, и в семье решено было инструмент продать. Маргарите Александровне настройщик предлагал за этот инструмент приличную сумму. Но в семье приняли другое решение – продать фортепиано пусть за небольшие деньги, но в семью однокурсницы, где девочка очень хочет играть.

Так этот инструмент появился в нашем доме. Я училась в 7 классе и уже не надеялась, что родители смогут купить инструмент, хотя играть на фортепиано мечтала с детства. Но у родителей не хватало средств. Приобретение фортепиано, да еще такого, стало событием! Мы относились к инструменту очень бережно, подклеивали отпадающие с клавиш накладки слоновой кости, покрывали лаком поверхность (черного лака не было, и мы с папой смешивали мебельный лак с черной тушью), ставили в инструмент 3-литровые банки с водой. Я к каждому празднику и к приходу гостей чистила зубным порошком его бронзовые канделябры. Мне наняли частного преподавателя – студентку консерватории – и я с удовольствием занималась под ее руководством до поступления в университет.

А потом на этом инструменте играла моя дочь Екатерина. Она закончила музыкальную школу. Обсуждался даже вопрос поступления в музыкальное училище, но дочь выбрала филологический факультет УрГУ».

Что же за инструмент оказался в монастырском музее?

Фабрика Беккера была любима многими ценителями музыки. С 1896 г. она являлась Поставщиком Двора Его Величества Императора Всероссийского (обладателем высшего знака качества того времени), а также – Поставщиком Их Величеств: Императора Австрийского, Короля Датского, Короля Норвежского, Короля Шведского. Фирма Беккер была удостоена двенадцатью наградами, медалями и дипломами на межд. выставках.

Дизайн и конструкция многих роялей Беккер уникальны. На них играли: Император Александр III, императрица Мария Федоровна, супруга и дочери Императора Николая II, а также такие известные музыканты, как Александр Скрябин, Франц Лист, Камиль Сен-Санс, Клара Шуман, Ганс фон Бюлов, Иосиф Гофман, Пётр Чайковский, Николай Римский-Корсаков, Сергей Рахманинов, Антон и Николай Рубинштейны, Святослав Рихтер, и многие другие.

Неоспоримое качество инструментов Беккер – неповторимый романтический звук эпохи величайшего расцвета русской музыки. «…Следует предпочесть беккеровские рояли, так как будучи мягки и приятны по своему тону, они в то же время отличаются замечательной силой звука…», – высказывал свое мнение о любимом инструменте Пётр Ильич Чайковский.

В 1911 г. рояль Беккер был приобретен Николаем II для апартаментов императрицы Александры Фёдоровны в Ливадийском Дворце в Ялте. Приверженцем марки Беккер был Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Право именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества» было даровано Беккеру в 1896 г., а само право Поставщика появилось в 1824 г. С 1862 года было разрешено употребление государственного герба на вывесках и изделиях фабрикантам, художникам и ремесленникам, которые поставляли приготовленные ими предметы к Высочайшему Двору. Для получения такого звания, требовалось соблюдение ряда условий: добросовестные поставки двору «по сравнительно малым ценам» товаров или работ собственного производства в течение 8 -10 лет, участвовать в промышленных выставках, не иметь рекламаций от потребителей и т. д. Всего на начало XX века в Российской Империи насчитывалось около тридцати компаний, имевших такое звание. К примеру, производитель коньяков Н. Л. Шустов добивался этого статуса 38 лет.

Яков Беккер получил этот статус заслужено. Его инструменты были, действительно, уникальными. Он распределил производственные процессы между мастерами разных национальностей: с механикой и звуком работали только мастера-немцы, обработку древесины проводили австрийцы, лесозаготовительные работы делали финны. Качество резонансовых дек роялей Беккера, изготовленных из 100-летних горных елей, поражает до сих пор. Древесные волокна дек Беккера направлены вдоль по длине рояля. Такая конструкция предполагает большой объём и расход дорогостоящей резонансовой древесины и поэтому встречается довольно редко. В 1839 г. Беккер запатентовал в Баварии рояль и четырёхугольное фортепиано, в которых струны располагались под резонансной декой, а в конструкции вирбельбанка, кроме дерева, использовался металл. В 1844 г. Беккер получил второй патент на усовершенствование, «имеющее цель улучшить тон и устранить стучание клавиш» — устройства, регулирующего люфт клавиши. В 1848 г. — третий патент. В этот раз был запатентован рояль с так называемым «нижним строем». Это изобретение стоило мастеру немало труда. Он писал: «Обновлённое и улучшенное устройство сиё совершенно удовлетворяет всякую изысканность». Изобретение полностью себя оправдало: отныне все рояли из мастерской Я. Беккера выходят только с «нижним строем». Так, с конца 1840-х гг. рояли Беккера стали пользоваться известностью и получили широкое признание не только в Петербурге, но и во всей Российской империи, включая Царство Польское и Великое княжество Финляндское. В 1870-х производилось в год от 200 до 240 инструментов, на ней работало около 300 человек. Фабрика фирмы Я. Беккера была единственной в России, которая имела собственные чугуно-, меднолитейные, механические и слесарные мастерские. В 1918 г. фабрика была национализирована советской властью, и марка "Беккер" прекратила своё существование. В 1924 г. на ее основе была создана фабрика "Красный Октябрь", но инструменты "Красного Октября" оказались уже сильно упрощены и потеряли свое качество.

Концертное фортепиано, подаренное монастырю, датируется тем временем, когда «сосуды для прекрасной музыки» Якоба Беккера были известны на весь мир, и не случайно Император Николай II приобрел для своей супруги подобное творение маэстро в 1911 г., немного позже года выпуска монастырского инструмента.

 

Смотрите также:

В монастыре на Ганиной яме состоится выставка редких икон, связанных с историей Царской семьи