По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

29 сентября 2016

Иерей Димитрий Ваулин: о состоянии нелюбви как духовной причине абортов

Центр защиты материнства «Колыбель» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии продолжает знакомить с материалами из цикла передач «Легко ли быть молодым», вышедшими в июне 2016 года на радио «Воскресение» .

Все они так или иначе посвящены теме профилактики абортов и помощи женщинам, оказавшимся в кризисной ситуации. О духовных причинах и последствиях абортов в беседе с ведущей программы «Легко ли быть молодым» Анной Реньжиной рассказывает председатель епархиальной Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, клирик храма Святителя Николая при Горном университете и окормляющий священник Центра защиты материнства «Колыбель» иерей Дмитрий Ваулин.


Иерей Димитрий Ваулин

– Расскажите, пожалуйста, о том, почему отношение Церкви к аборту является негативным?

Таково отношение к аборту не только Церкви, но и библейской традиции в целом. Все начинается с заповеди: «Не убивай». Аборт – это страшная традиция, в которой мы, к большому прискорбию, живем последние 90 лет. Практика абортов, которые в России осуществляются официальным образом в самых разных видах, дала возможность огрубеть нашим сердцам и сознанию. И, произнося слово «аборт», мы очень часто даже не отдаем себе отчета в том, что речь идет об убийстве, о преднамеренном поступке (как правило, целой группы людей), который направлен на лишение жизни еще не рожденного младенца.

– Каковы духовные причины, которые толкают людей на совершение этого?

– Главная причина и сверхмотивация – это неумение и невозможность любить, ведь человек, который решается на аборт или участвует в его совершении, изначально вынужден «рас-человечить» младенца, обрекаемого на смерть. Однако в таких категориях об этом обычно не рассуждают. Как правило, говорят о «прекращении нежелательной беременности» или об «избавлении от эмбриона». Иными словами, в такой ситуации вы вряд ли услышите, что речь идет о жизни и смерти человека. Чтобы расчеловечить нерожденного младенца, люди приобщаются к опыту нелюбви: «Я не могу любить «неодушевлённый предмет» или относиться к нему так же, как я отношусь к рожденным мною детям, ведь это еще не мой ребенок». Итак, первая духовная причина аборта – это Нелюбовь. Необходимо понять: если я совершаю подобный поступок – значит, в моей жизни что-то не так, чего-то чрезвычайно важного я не чувствую и не осознаю. Поэтому в какой-то другой жизненной ситуации я тоже могу оказаться очень близко к факту возможного совершения убийства – в том или ином виде.

– Наверное, все эти внешние причины, такие как: ушел любимый мужчина или нет работы, нет жилья, – это, скорее, отговорки, нежели настоящие причины? 

– По сути, всё названное – это лишь «технические» причины, которые по-настоящему не являются мотивационными. Человек очень часто оправдывает аборт теми или иными трудностями, но, по опыту работы нашего Центра, подобные затруднения не являются решающими, потому что, когда мы пытаемся устранить возникшие социальные или материальные проблемы, это не всегда приводит к сохранению беременности.


Причины абортов

– Каковы духовные последствия этого поступка?

– Как любое состояние (а аборт мы определили как состояние «нелюбви»), оно никогда не может быть статическим. Это состояние либо преодолевается, либо становится подобным снежному кому, который несётся с горы, превращаясь в лавину. Сделанный аборт будет обрекать человека на движение по «наклонной», разрушать его отношения с кем бы то ни было: с родными и близкими, с разными людьми, которых он встретит в жизни. Любой совершенный аборт влияет на разрушение того государства, в котором живет человек, сделавший его.

– Некоторые женщины, совершив аборт и потом покаявшись в этом, все равно чувствуют вину и хотят как-то загладить ее. Очень многие спрашивают священников о том, как мне загладить, что мне сделать: взять приемного ребенка, еще что-то сделать? Как Вы можете ответить на этот вопрос? 

– Готовых рецептов нет, ведь мы говорим не просто о конкретном юридическом факте совершения или несовершения поступка, а о том, что человек находится в определенном духовном состоянии. Если такой человек меняет отношение к случившемуся и совершает покаяние, он должен потрудиться так, чтобы в его жизни и в жизни окружающих его людей подобного никогда больше не произошло: из глубины своего покаяния этот человек должен поведать другим людям о том, что такое аборт по существу. В наше время нужно постоянно свидетельствовать: аборт – это убийство, которое совершается не только хирургическим, но и медикаментозным путём, и каждый из нас может оказаться причастным к греху аборта, если не уделит должного внимания женщине, размышляющей, «сохранить или нет неожиданную беременность».

-Иногда людей, называющих аборт детоубийством, в светском обществе воспринимают как фанатиков, чересчур «перегибающих палку». 

– Если, характеризуя аборт, не говорить о детоубийстве, то как еще назвать существо, которое зачала женщина? Если это не ребенок, то кто?

– А как быть, если аборт советует сделать кто-то извне? Я сейчас говорю не о мужчине, а о родителях, например? 

– В нормальном случае дети появляются у родителей, состоящих в браке. Для человека библейской традиции, живущего в вере, этот вопрос решен буквально в первых главах Книги Бытия, где говорится: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Этот завет относится как к женщинам, так и к мужчинам. Создавая свою семью и размышляя о рождении ребёнка, мы всегда принимаем собственное решение, делаем выбор, за который несем личную ответственность. В этом случае мнение авторитетных людей (будь то наши родители, учителя, наставники или просто старшие люди) должно являться для нас только чьим-то свидетельством. Несмотря на это «внешнее» мнение, мы, родители, сами несём ответственность за принятое нами решение. Если этого не происходит – тогда мы не семья, тогда мы не взрослые люди.

– А как же заповедь, что нужно почитать своих родителей? 

– Собственно говоря, почитание не предполагает безусловного послушания. Почитание – это заповедь об уважении, достойном и честном отношении. Конечно же, всегда нужно выслушать мнение старшего человека, но поступить ли согласно этому мнению или сделать как-то иначе – в любом случае взрослый человек решает это самостоятельно.

– Как часто женщины приходят в храм с такой проблемой? Я имею ввиду с мыслями совершить аборт? 

– К большому сожалению, женщины чаще всего не приходят в храм делиться этой проблемой. Мы знакомимся и работаем с ними уже постфактум. Отчасти причиной создания Центра защиты жизни «Колыбель» послужило наше стремление встречать женщин не только на пороге храма, когда непоправимое уже свершилось, но и на пороге женской консультации или в каких-то иных обстоятельствах, когда мы еще можем застать проблему в начале и помочь ее разрешить.


Акция в память нерожденных младенцев 1 июня

– Если говорить о статистике «совершившихся поступков», то о каких цифрах идет речь? 

– Это трудно посчитать и оценить на основании пасторской практики. Могу говорить о том, что приблизительно 80% взрослых людей на определенном этапе своей духовной жизни так или иначе осознают свою причастность к греху детоубийства. Аборт (еще раз повторюсь!) совершается не только и не столько женщиной, которая носит зачатого ребенка. Чаще всего аборт совершается с согласия мужчины-отца или на основании его «немого принятия» этого аборта. Выполняется аборт группой врачей, начиная от сотрудников консультации и заканчивая людьми, которые непосредственно проводят подобного рода медикаментозные или хирургические вмешательства. Соучастие в этом процессе неизбежно, ведь женщина всегда находится в каком-то окружении. Сейчас очень важно, чтобы все МЫ изменили свое сознание. Если мы так или иначе причастны к греху аборта, необходимо это осознать. И сегодня нам нужно иметь решимость объяснить женщине, собирающейся сделать аборт, ЧТО на самом деле с ней происходит. Необходимо сказать ей, что она сейчас носительница жизни, а тот, кто в ее чреве, в ее животе, – это человек, это другая жизнь, и она не может решать, жить ему или нет. Эта жизнь уже дана – жизнь как чудо! Нам всем нужно понимать: когда делается аборт, он совершается людьми, которые либо не осознают, что жизнь – это чудо и дар Божий, либо сознательно сопротивляются мысли об этом.

– Не могли бы вы привести какие-либо цифры по России? 

– Последняя «цифра» была озвучена Святейшим Патриархом в канун 1 июня. На сегодняшний день это не только светский праздник – День защиты детей, но и церковная память князя Дмитрия Донского и Евдокии Московской, это день семьи как таковой. 1 июня в нашей Церкви принято вспоминать о трагедиях незащищенных детей, в том числе и погибших от абортов. По благословлению Святейшего Патриарха, в этот день мы совершаем специальные молебны. В этом году в канун 1 июня Святейший Патриарх сказал, что за прошедший год (кстати, отмечу, что именно этот год был проведен под эгидой инициативы Патриарха о выведение аборта из списка обязательных услуг по медицинскому страхованию) в России абортами лишено жизни 746 тысяч младенцев.

– Эта ужасная цифра, огромная! – Можно сказать, что в течение каждого года жизни России мы теряем один из крупных городов нашей страны.


Плакат «Колыбели» в женской консультации 

– Не могли бы Вы привести из своего пастырского опыта истории со счастливым концом? – Ещё и полугода не прошло, как к нам на позднем сроке беременности обратилась выпускница детдома, перед которой стоял страшный выбор. Аборт по медицинским показаниям был уже невозможен, по социальным – тоже, ребенок развивался благополучно, а будущая мать мучилась вопросом: куда отдать нежеланного малыша? С отцом этого ребенка она уже рассталась и , по ее словам, «жила в счастливых отношениях с другим избранником». Единственным препятствием для новой жизни молодая женщина считала нежеланную беременность.

– Но ведь этот человек принял ее, видя, что она беременна? Может быть, он мог совершить благородный поступок? – Нет, благородного поступка этот человек не совершил, он просто исчез из жизни женщины. А мы какое-то время оказывали ей психологическую и материальную помощь, и она родила своего ребенка, приняла его. Ребенок и сейчас растет со своей молодой мамой, а она называет его сердечной кровиночкой, говорит, что обрела настоящее счастье, и уже не представляет, как бы жила без своего малыша! «Избранники», увы, бывают непостоянными, но дети при этом остаются с матерью. Важно понимать, что аборт не устраняет факта материнства и отцовства: решаясь на аборт, мы не перестаем быть родителями, но становимся матерью и отцом убитого ребенка. А молодая женщина, о которой я рассказал, стала матерью живого и здорового ребенка.


После молебна об умножении семьи, который ежемесячно служит отец Димитрий

– Это замечательная история! Надеюсь, она порадует наших радиослушателей и поможет им задуматься о том, что, если сейчас что-то в нашей жизни плохо, всё может измениться к лучшему – пусть и не таким путем, как мы предполагали. О. Дмитрий, что бы Вы могли пожелать женщинам которые, будучи беременными, находятся в сложной ситуации и не видят выхода из нее?

– В жизни верующих людей всё определяет удивительный факт: мы знакомы с Человеком, который умеет выходить из гроба, – с Господом нашим Иисусом Христом. Если Вы имеете какой-то религиозный опыт, но запутались, заблудились, не можете разобраться в сложной ситуации, главное – помнить, что безвыходных положений в этой жизни не бывает. Христос показал нам путь, путь даже из гроба! У Него есть масса решений для всех наших затруднительных ситуаций, если мы сами будем иметь решимость что-то в себе менять. А еще я бы посоветовал человеку, попавшему в беду, всё-таки оглядеться вокруг себя, посмотреть на своих родных, друзей и знакомых с верой в то, что они смогут его поддержать. В любой сложной ситуации нам необходимо делать что-то «за» жизнь, а не «против» жизни – и тогда Бог предложит нам в помощь людей и обстоятельства, а трудная ситуация будет иметь благое разрешение. Бог смерти не сотворил, Бог есть жизнь – и жизнь с избытком, и этой жизнью Он готов делиться с каждым из нас.

Полная версия передачи «Легко ли быть молодым» на радио "Воскресение":

Аудио

Центр защиты материнства «Колыбель» при Отделе социального служения Екатеринбургской епархии: 
Адрес: Екатеринбург, ул. Белинского, 86, 6 подъезд, 3 этаж, кв. 466 (перекресток ул. Белинского-Декабристов).
Контакты: +7 (343) 344-3-554, kolyb@bk.ru
Сайт