По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

25 ноября 2014

26 ноября – день памяти святителя Иоанна Златоуста

В Константинополе жил один сановник. Завистники оклеветали его перед царем, который лишил его сана и изгнал из дворца. Опечаленный сановник отправился к Иоанну Златоусту, бывшему в то время патриархом Константинопольским, чтобы рассказать, как был понапрасну оговорен, и просить избавить его от царского гнева.

Позвав своего слугу Прокла, Иоанн сказал ему:

– Сообщи мне, когда ночью придет этот человек.

Иоанн имел привычку писать по ночам. И в эту ночь он взял в руки тростинку и принялся писать толкование на одно из посланий апостола Павла.

Несчастный сановник пришел в назначенное ему время. Подойдя к дверям, Прокл заглянул в замочную скважину и увидел, что Иоанн сидит и пишет, а за его спиной кто-то стоит и говорит ему на ухо. У этого человека была большая залысина и длинная, ровная борода.

Отойдя от двери, Прокл сказал пришедшему:

– Подожди немного, кто-то уже зашел к нему раньше тебя.

Спустя некоторое время Прокл снова подошел к двери и опять увидел пишущего Иоанна и человека, шепчущего ему на ухо. То же было и в третий раз. Когда зазвонили к заутрене, Прокл сказал сановнику:

– Иди домой, теперь он уже ни с кем не будет беседовать.

Сановник ушел, сильно опечаленный.

Ту же картину Прокл наблюдал и во вторую, и в третью ночь, хотя сам он не отходил от дверей. Когда снова пришел сановник, Прокл заглянул в замочную скважину, опять увидел у Иоанна его гостя и сказал пришедшему:

– Ступай к себе домой и молись Богу, чтобы Он помог тебе. Тот человек, что приходит к патриарху, послан самим Богом, потому что входит к нему невидимо ни для кого.

Наутро блаженный Иоанн вспомнил о сановнике, подозвал Прокла и спросил:

– Не приходил ли тот человек, который хотел рассказать, зачем он был у нас?

– Да, отец, приходил, – отвечал Прокл. – Вот уже три ночи подряд он приходит.

– Так что же ты не сообщил мне о нем? – упрекнул его Иоанн.

– Ты беседовал с другим человеком, – отвечал Прокл, – и я не посмел войти.

– С кем беседовал? – удивился Иоанн. – Этой ночью у меня никого не было.

Тогда Прокл описал Иоанну внешность незнакомца и то, чем они занимались:

– Губы его были возле самого твоего уха, и он что-то тихо шептал, а ты писал.

Блаженный Иоанн удивился еще больше, чем Прокл. Закончив рассказывать, Прокл взглянул на икону святого апостола Павла и, убедившись, что это точь-в-точь виденный им человек, поклонился Иоанну и сказал, показав пальцем на икону:

– Прости меня, отец, но вот на кого похож говоривший с тобой человек, до того похож, что это, мне кажется, он и есть.

Тогда исполненный глубокой мудрости Иоанн понял, что Бог услышал его молитвы и известил о том, что Господу угодно его занятие, потому что сам апостол Павел диктовал ему. Иоанн стал на молитву и возблагодарил Господа за то, что Он не пренебрег его молитвами, а затем отправился в церковь и молился за сановника, оказавшегося в беде. Молитва его была принята Богом, и царь возвратил тому человеку его сан.

Справка:

ПРОЛОГ

Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Прототипом для него послужили греческие Минологии и Синаксари. Из числа таких сборников наиболее близким к славянскому Прологу считается Минологий, составленный при императоре Василии II (975—1025) и два древних Синаксаря первой половины XI в.— начала XII в. В первом из них находится «предисловие», греческое название которого взято в древне-славянских переводах за наименование всей книги.

Первоначально Пролог был переведен с греческого языка для нужд Русской Церкви, возможно, для Киево-Печерского монастыря, студийский устав которого предписывал чтение Пролога во время богослужения. С этого времени Пролог органично и неотъемлемо входит в круг чтения наших предков, становится письменным памятником благочестия и святости, постоянно пополняется новыми материалами. Вера христианская на Руси приносит свои благие плоды: появляются отечественные святые, новые христианские праздники, христианские писатели. И вскоре текст Пролога дополняется житиями новых святых: сказание о Борисе и Глебе, о преподобном Феодосии Печерском, святой княгине Ольге и князе Владимире, житие Антония и Исаакия Печерских, житие Леонтия Ростовского повествование о освящении церквей Святого Георгия, Десятинной, Святой Софии в Киеве, Слово на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Традиция эта продолжалась и позднее.

Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, доселе никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека.

Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели.

Впервые Пролог был издан в Москве в 1641-1643 годах.

Архимандрит Макарий (Веретенников)