По благословению
митрополита Екатеринбургского
и Верхотурского Евгения

8 августа 2014

«Пою Богу моему, дондеже есмь…»:16 августа память священномученика Вячеслава Луканина

Вячеслав, будучи от рождения слабым ребенком, часто болел, но еще в юности сам выбрал духовную стезю и поступил в Пермское духовное училище, где трудился его родной батюшка.

Большая семья священника Георгия была малообеспеченной. Духовное училище помогало Луканиным, чем могло: Вячеславу выделяли средства и на питание, и на зимнюю одежду.

От рождения Господь даровал Вячеславу очень красивый, сильный голос. Это сразу было замечено его преподавателями и воспитателями, поощрявшими и развивавшими у мальчика его необычайные вокальные данные. Первым послушанием юного воспитанника стало клиросное пение в училищном храме, где его всё чаще стали назначать «старшим по хору».

Учился Вячеслав с большим трудом, ежегодно пересдавая задолженности по истории, математике, физике и другим естественным наукам: он был вынужден пропускать занятия по болезни, а свободное время все чаще отдавал церковному пению.

После окончания Пермского духовного училища, будучи семнадцатилетним юношей, с хорошим голосом, он был направлен на регентские курсы, которые проводились ежегодно при Пермской епархии.

По окончании этих курсов в 1889 году Вячеслав Луканин поступает на первый курс Пермской духовной семинарии, но не может учиться из-за частых хворей, отвлекающих его от регулярного посещения учебных занятий. К концу первого курса у него накопилось много задолженностей — почти по всем предметам.

Любовь к церковному пению с детских лет все больше и больше захватывала сердце юноши, склоняя его к полной самоотдаче служению Господу.

Зная, что Вячеслав часто болеет и не может продолжать учебу, учитывая прекрасные способности юноши и его необычайный голос, учительский совет семинарии, по окончании им первого курса, решает оставить его в штате Пермской духовной семинарии как сотрудника, поставив его регентом училищного и семинарского хоров.

В 1901 году Вячеслав Луканин был милостиво благословлен Пермским епископом Петром в архиерейский хор.

Видя любовь регента Вячеслава к пению, прихожане Мотовилихинского завода просили его организовать при их Свято-Троицкой церкви народный любительский хор и быть его руководителем — регентом. Вячеслав Луканин не отказал им и с усердием принялся за это благое дело. При этом он, как и прежде, продолжал служить в духовном училище и в семинарии, петь в архиерейском хоре. Пришедший на Пермскую епархиальную кафедру епископ Иоанн[32] поставил Вячеслава Луканина из чина певчих на должность помощника регента при архиерейском хоре и воспитателем певчих Архиерейского дома. Так новым местом жительства Вячеслава стал Архиерейский дом Пермского Владыки.

16 июля 1902 года епископ Иоанн определил Вячеслава на должность псаломщика при заводской церкви Святой Троицы города Кизела Соликамского уезда. Сразу по приезду в Кизел, 20 июля 1902 года, Вячеслав берет под свое руководство храмовый хор. О том, как успешно справлялся Вячеслав со своими новыми обязанностями здесь, на новом месте, свидетельствуют многочисленные Архиерейские грамоты и благодарности, получаемые им за свои труды.

Здесь же, в Кизеле, в 1903 году Вячеслав (а ему был уже двадцать один год) женился на девице Марии Гордеевне Галкиной. Его супруге в то время было только пятнадцать с половиной лет, родилась она 9 апреля 1888 года.

Через год у Марии и Вячеслава Луканиных родилась первая дочь Галина.

Всего в семье Луканиных было девять детей, трое из которых умерли в младенчестве, а последняя дочь, Людмила, родилась 31 августа 1918 года — через две недели после мученической гибели своего отца в Невьянске.

25 марта 1905 года, на праздник Благовещения, епископом Пермским Павлом Вячеслав Луканин был посвящен в стихарь.

В 1906 году Вячеслав становится членом «Православного братства святителя Стефана Пермского».

В 1910 году Соликамский уезд посетил Преосвященный епископ Палладий. Он пригласил регента Свято-Троицкого храма Кизеловского завода Вячеслава Луканина с его хором принять участие в поездке епископа по Пермской епархии, ибо «луканинский» хор считался самым лучшим во всем Соликамском уезде.

По завершении этой поездки Вячеслав был удостоен личной похвалы епископа Палладия с денежной премией «за прекрасную постановку хора».

Двадцать шестого ноября 1912 года Пермским епископом Палладием Вячеслав Луканин был рукоположен в сан диакона. Приняв сан, отец Вячеслав не оставил управления церковным хором, а продолжал руководить им.

В 1913 году отец Вячеслав получил юбилейный крест на Владимирской ленте и юбилейную медаль в память 300-летия Дома Романовых.

Сохранились свидетельства, что 5 июля 1914 года диакон Вячеслав Луканин получил письменное одобрение (за № 305) от благочинного 1-го округа Соликамского уезда «за умелую и прекрасную постановку хора». За все время служения в Кизеловском заводе отец Вячеслав многократно был удостоен личной похвалы и денежных наград за свои труды по организации деятельности хора и от главного управляющего всех имений князя С. С. Абамелек-Лазарева — господина Пепеляева.

Современники называли отца Вячеслава Луканина «человеком с бархатным голосом». Прихожане Мотовилихинского завода приглашали его служить к себе, в их заводской храм, уже в сане диакона. Резолюция о перемещении уже была напечатана в «Пермских епархиальных ведомостях» за 7 февраля 1915 года, но, по неизвестной нам причине, перевод диакона отменили. Он был оставлен на прежнем месте служения.

Отец Вячеслав был одним из организаторов церковно-певческих курсов в селе Усолье Соликамского уезда. Сохранились воспоминания об этих курсах:

«Насколько можно судить по общим мероприятиям нашего Преосвященнейшего владыки Андроника, направленным на удовлетворение религиозных нужд Богом вверенной ему паствы, в ряду его многочисленных архипастырских забот по управлению епархией одно из видных мест занимает попечение о постановке на должную высоту церковного пения — этой истинной красоты православного христианского богослужения, этого могучего орудия в деле поднятия религиозной настроенности населения. Ибо кому неизвестно, как удивительно и привлекательно хорошее, стройное, согласное и воодушевленное пение церковное! Кто не испытывал на себе и не наблюдал как радуются и умиляются православные люди как в городах, так и в селениях, когда у них в храме заводится более или менее согласное хоровое пение!

В целях образования в приходах опытного в церковно-певческом деле состава руководителей церковных хоров, псаломщиков и вообще в целях достижения возможно лучшей постановки церковного пения наш попечительный о нуждах паствы Архипастырь открыл при своем Архиерейском доме специальное училище для подготовки псаломщиков, по его распоряжению все причты епархии снабжены прекрасным руководством по церковному пению — книгою „Спутник Псаломщика“. Наконец, предложением от 23 января текущего года (1915. — Сост.) он предложил духовенству епархии обсудить вопрос на благочиннических окружных съездах и провести в жизнь вопрос об устройстве по округам церковно-певческих краткосрочных курсов для диаконов и псаломщиков.

Первые такие курсы устроены были по благословению Преосвященнейшего Архипастыря в селе Усолье Соликамского уезда для духовенства 1-го и 4-го округов этого уезда. На курсы прибыли — от духовенства 1-го округа (в округе 11 церквей) 7 диаконов и 5 псаломщиков и от духовенства 4-го округа (в округе 20 церквей) 9 диаконов и 14 псаломщиков.

На курсах этих, происходивших между 19 мая и 8 июня в помещении Усольского земского училища и воочию доказавших всю целесообразность и даже необходимость устройства подобных им, проводились кроме церковного пения, коему, естественно, уделено было главное внимание (27 занятных часов в неделю), церковный устав, церковнославянский язык и церковное письмоводство.

Руководителями курсов были окружные благочинные священники отец Николай Орлов и отец Василий Мельников. Преподавателями были: по пению — отцы диаконы заводо-Кизеловской церкви Вячеслав Луканин и церкви села Половодова Симеон Гладких; по церковному письмоводству — отец благочинный Орлов; по церковнославянскому чтению и уставу — священник заводо-Александровской церкви отец Александр Пастухов.

Внутренний распорядок жизни слушателей курсов установлен был следующий: в 6.30 часов утра молитва, после нее чай, затем с 8 часов до 1.30… дня занятия; в 2 часа обед; в 4 часа чай, с 5 до 8 часов снова занятия; в 9 часов чай (вместо ужина), а после него общая вечерняя молитва.

Вечерних занятий в кануны праздников и утренних занятий в дни самих праздников на курсах не производилось, а слушателями их отправлялись в эти дни богослужения в местных церквах, причем курсисты являлись и руководителями общенародного пения.

А вот какая интересная и обширная по объему программа пройдена была служителями курсов в течение трех недель.

По теории пения: элементарные сведения об определении музыки и пения, о звуках вообще, о музыкальных звуках, долготе, высоте, тембре и силе, нотном стане, нотописании, ключах, интервалах, знаках изменения, гамме вообще, и в частности диатонической и хроматической, о мажорных и минорных тонах, о мелодии и транспозиции, об изменении долготы звуков и определении строя мелодии; начальные сведения о гармонии — об аккордах, двухголосной гармонии, трезвучии, обращении трезвучий, расположении голосов, задержании, подъеме, проходящих нотах, размере и ритме, об ударении и паузе, о значении точки при нотах, бревисе, репризе, знаках силы звука, о синкопе, тесной и широкой гармонии, наклонении в песнопениях, ладах, давании тона хору; о тонах — основном и вводном, консонансе и диссонансе, о преподавании пения в школе и об управлении небольшим хором.

По окончании занятий на курсах слушателям их произведены были поверочные испытания в области пройденных ими предметов, причем все они, благодаря своим усердным, усиленным на курсах занятиям, обнаружили вполне удовлетворительные познания.

На отчете руководителей курсов о происходивших на них занятиях Его Преосвященство, Преосвященнейший Андроник положил 11 июня резолюцию следующего содержания: „Радуюсь такому усердному делу и благодарю всех потрудившихся“.

Да послужит эта милостивая Архипастырская благодарность должным воздаянием похвалы Владыки, да послужат руководящим образцом при устройстве подобных курсов в других благочиннических округах нашей епархии»[1].

Церковно-певческие курсы прошли на высоком уровне, по окончании их отцу Вячеславу в числе других организаторов была высказана благодарность слушателей:

«Диаконы и псаломщики 1-го и 4-го округов Соликамского уезда, бывшие на первых в епархии окружных псаломнических курсах в селе Усолье с 19 мая по 9 июня 1915 года, приносят искреннюю благодарность своему Архипастырю и Отцу, Его Преосвященству, Преосвященнейшему Андронику, а также отцу, заведующему курсами, благочинному 1-го округа священнику Н. Орлову, отцу благочинному 4-го округа В. Мельникову, отцу-лектору В. Луканину; священнику И. Любимову за сочувственное отношение к нуждам курсов».

Еще два года прослужил отец Вячеслав при заводо-Кизеловской церкви, а 27 июня 1916 года его перевели на Серебрянский завод Кунгурского уезда на вакансию псаломщика. Почти сразу после перевода отец Вячеслав подает прошение перейти в заштат, и через месяц, 18 июля, его просьба была удовлетворена. Находясь за штатом из-за своих многочисленных болезней, отец Вячеслав продолжал служить и руководить детским церковным хором в Серебрянском церковном детском приюте.

Недолго прослужил он в Серебрянской церкви. В октябре 1916 года отец Вячеслав переехал в город Шадринск Екатеринбургской епархии, где преподавал церковное пение в Шадринском Алексеевском реальном училище.

Из города Шадринска отец Вячеслав вернулся в Пермскую епархию.

20 февраля/5 марта[2] 1918 года он был назначен регентом в Невьянский завод Екатеринбургской епархии — место своей будущей мученической кончины.

В неспокойное время началось служение отца Вячеслава на Горнозаводском Урале: шел 1918 год.

В Невьянском заводе диакон Вячеслав служил в Спасо-Преображенском соборе пять с половиной месяцев.

Летом 1918 года этот поселок оказался в самом эпицентре военных действий и красного террора. Вот как описывалась обстановка в Невьянском заводе того времени в газете «Зауральский край»:

«…По Уралу.

В Невьянске.

Лицо, на днях приехавшее из Невьянска, сообщило нам некоторые интересные подробности пребывания там большевистской власти. За последние месяцы большевистский террор дошел в Невьянске до невозможных пределов. Особенную жестокость проявлял председатель бывшего Екатеринбургского уездного совдепа, левый с.-р.[3] Мухин.

Расстрелы совершались не десятками, а сотнями — почти нет дома, где бы не было пострадавшего от большевиков. Между прочим была расстреляна женщина и ее шестилетняя девочка, за то, что ее муж перешел на сторону чехословаков. Рассказывают, что когда к ней явился какой-то комиссар с вопросом, где ее муж, она ответила:

— Вы сами знаете, что он уехал, я не могу знать, где он находится.

— Так вот чтобы ты знала, где твой муж, я тебя расстреляю, — сказал комиссар.

— Так сначала убейте ее, — сказала женщина, указывая на ребенка, — а потом меня. — Комиссар так и сделал. Многие жертвы большевистского террора сбрасывались живыми в шахту, верстах в шести от Невьянска. Все, кто только мог, бежали из завода и скрывались. Между прочим, один автомобилист, скрывшийся после июньского восстания в Невьянске, просидел в стоге сена семьдесят два дня. …Все это время крестьяне приносили ему пищу, тщательно следя за тем, чтобы его не открыли красноармейцы. Другой автомобилист пролежал сорок дней в яме, выложенной слоем сена, прикрытой сверху досками с землей. И за ним так же тщательно ухаживали крестьяне, принося ему каждую ночь пищу и открывая на это время доски. Между прочим, в Невьянских лесах укрывался более двух месяцев член Учредительного собрания Кузнецов, случайно очутившийся во время июньского восстания в Невьянске.

Все, что только можно было, большевики постарались увезти… Настроение среди населения подавленное, так как оно все еще не может прийти в себя после недавних ужасов; многие до сих пор еще скрываются в лесах, многие увезены в качестве заложников»[4].

Город находился почти на военном положении: большевики издали приказ о том, чтобы местное население не проводило никакие «сборища» ни по каким поводам.

По воспоминаниям участников событий, 6/19 августа 1918 года должен был отмечаться престольный праздник Спасо-Преображенского собора в Невьянске. За несколько дней до этого отец Вячеслав со своим хором, гостями и хористами Свято-Троицкого храма города Кизела, приехавшими специально на это торжество, сидели вечером в доме и обсуждали план проведения храмовых торжеств. Был вечер. Окно в доме было плохо зашторено, и свет был чуть-чуть заметен с улицы. Был комендантский час. Заметив свет, красноармейцы ворвались в дом и арестовали всех, кто там был. На следующий день под конвоем всех их привели к Спасо-Преображенскому собору и за алтарем заставили рыть могилы. Отец Вячеслав был среди прихожан и также рыл могилу. Он с достоинством попросил красноармейцев дозволить ему помолиться перед смертью в соборе. Не услышав ответа, отец Вячеслав медленно пошел в собор, тихо читая молитву «за упокой» своей души. Войдя в храм, он видел, как красные срывают со стен иконы, бросают их на пол, при этом выламывают драгоценные оклады, круша все, что попадало им под руки. Он было вступился, но не мог быть услышан. Стоя спиной к «варварам» отец Вячеслав молился перед образами. Видя его молящимся, один из красноармейцев выстрелил отцу Вячеславу прямо в спину. Этим выстрелом он и был убит наповал, убит прямо в храме, за молитвой… Его волоком вытащили из собора и бросили в могилу, вырытую его руками. В тот день были расстреляны все, кто был с ним, о чем свидетельствуют записи в метрической книге Спасо-Преображенского собора Невьянского завода за 1918 год.

3/16 августа 1918 года явилось для отца Вячеслава роковым.

А накануне, 15 числа, праздновалась память перенесения мощей Первомученика Стефана Архидиакона. На службе звучали слова чтения из святого Апостола, читал отец Вячеслав: «…И камением побиваху Стефана, молящася и глаголюща: Господи Иисусе, приими дух мой. Преклонь же колена, возопи гласом велим: Господи, не постави им греха сего. И сия рек успе»[5].

Для отца Вячеслава эти слова оказались пророческими.

Клики, грозные клики,

раздаются вокруг… пред толпой

Весь истерзанный, кровью

залитый,

На коленях Апостол Святой.

То Стефан…

Так писал о мученической кончине Архидиакона Стефана будущий новомученик священник Аркадий Гаряев…

…То Стефан… Но мольбы

о пощаде

Не услышат мучители, нет:

Его взоры восторгом блистают,

Шлет он смерти желанной

привет.

Не страшны ему камни,

свободный,

После смерти телесной, душой

Он предстанет Христу, —

вожделенный

Он найдет там приют и покой.

Что ж мученья земные?

Молиться,

Пока может, спешит он за тех,

Палачей своих: «Отче, простится

Пусть им этот кровавый их грех…»

По сохранившимся документам, отец Вячеслав вместе с прихожанами был похоронен возле алтаря правого предела Спасо-Преображенского Собора.

Отпевал священномученика Вячеслава вместе с остальными убиенными священник Иоанн Рыболовлев, который позднее сам будет репрессирован.

Старожилы рассказывают, что в 80-е годы ХХ века при прокладке водопровода за алтарем собора сняли слой земли, где обнаружили три гроба.

Потом, в 90-е годы, во время ведения работ по восстановлению собора при вскрытии земли были вновь обнаружены останки неизвестных людей. Но раскопки приостановили, а имена усопших оставались неизвестными. Место это было до времени засыпано землей в ожидании дальнейших судеб Божиих.

Священномученик Вячеслав Невьянский (Луканин) был канонизирован в Соборе  новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 17 июля 2002 года[6].

В субботу 16 августа 2003 года в Богоспасаемом городе Невьянске состоялось долгожданное событие — освящение восстановленного Спасо-Преображенского собора. Это торжество возглавил Высокопреосвященнейший Викентий, архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский. По Божиему Промыслу освящение собора совпало с днем мученической кончины святого Вячеслава Невьянского (Луканина).

И храм Божий вновь был окроплен святой водой, как некогда, восемьдесят пять лет назад, он был освящен кровью святого мученика Вячеслава Невьянского.

Когда собор был в поругании и под его крышей находился один из цехов местного завода, то работавшие там люди неоднократно слышали в «цехе» ангельское песнопение, не догадываясь притом о его происхождении. А помощь шла к нам по молитвам святого мученика Вячеслава Невьянского. И вновь, после освящения собора, большой трудностью было создание церковного хора. С этой проблемой столкнулся отец Игорь Титов — нынешний настоятель Спасо-Преображенского собора в Невьянске.

Где взять певчих для церковного хора?

В Екатеринбурге с хорами большие сложности, как же быть здесь, в провинциальном уральском городке? В огромном и прекрасном соборе никак нельзя служить без хора! Как же быть и кто здесь поможет?..

Каково же было удивление отца Игоря, поселившегося в Невьянске, когда уже через месяц как бы сам по себе собрался добрый хоровой коллектив, словно кто-то его берег, лелеял и собирал… Изучили житие святого новомученика и вдруг все как бы прозрели: хор-то помог собрать и поставить сам священномученик Вячеслав Невьянский!

И сейчас невьянский хор живет и служит Богу. Выпускают компакт-диски со своими записями церковных песнопений. Словно это голос прежнего «луканинского» хора, который звучал когда-то в древних стенах Невьянского собора при его прежнем регенте и диаконе, а ныне священномученике Вячеславе Невьянском (Луканине).

К 16 августа 2006 года двумя иконописцами — Виталием Игнатьевым и Михаилом Обориным — по найденным архивным документам и фотографиям были написаны две иконы священномученика — поясная и ростовая.

Архиепископ Викентий освятил иконы и благословил ими прихожан собора, присутствовавших на прославлении святого.

Какого молитвенника о храме, о церковном хоре и о всей нашей Уральской земле обрели мы на небесах!

Святый священномучениче Вячеславе, моли Бога о нас!

 

Источники

ГАПО. Ф. 540. Оп. 1. Д. 3.

Адрес-календарь Пермской губернии на 1917 год.

В Невьянске // Зауральский край. 1918. 24 сент.

Воспоминания о певческих курсах // Пермские епархиальные ведомости. 1915.

Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1905.

Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 4.

Объявление об открытии певческо-церковных курсов // Пермские епархиальные ведомости. 1914.

Пермские епархиальные ведомости. 1901, 1906. № 1.

 

На фото:

Хор Свято-Троицкого храма города Кизела. Священномученик Вячеслав Луканин (верхний ряд, четвертый справа).

Священномученик Вячеслав Луканин с детьми.

 

По материалам епархиальной комиссии по канонизации святых


[1] Воспоминания о певческих курсах // Пермские епархиальные ведомости. 1915.

[2] Известия Екатеринбургской Церкви. 1918. № 4. С. 67.

[3] То есть эсер, социалист-революционер.

[4] В Невьянске // Зауральский край. 1918. 24 сент.

[5] Деян. 7, 58–60.

[6] В 2010 году его имя было включено также в Собор Екатеринбургских святых.